Продажи через маркетплейс позволяют малому и среднему бизнесу получить быстрый выход на огромную аудиторию покупателей, что служит хороший поддержкой для начинающих предпринимателей. Маркетплейсы устроены таким образом, что пользователь может быстро найти и выбрать нужный товар среди предложений разных продавцов в одном месте. По сути, это онлайн-версия больших рынков, где покупатель может посмотреть похожие товары, которые предлагают разные продавцы, сравнить их и выбрать наиболее подходящие для себя.

Торговля на маркетплейсах интересна тем, что продавцы значительно экономят на привлечении покупателей: для продажи через маркетплейс можно не иметь физическую точку продаж и ее привлекательное оформление, не тратиться на рекламу и т.д. В то же время повышаются затраты на обеспечение продаж: бизнес через маркетплейс предполагает выплату комиссий площадке, оплату складских и курьерских услуг, которые они оказывают. С другой стороны, с малого бизнеса снимается задача самостоятельно организовывать эти процессы и появляется возможность заниматься непосредственным производством товаров. В работе на маркетплейсах есть свои плюсы и минусы, что характерно и для традиционных способов торговли. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей публикации.

Перед тем, как выйти на маркетплейс, необходимо тщательно все просчитать, чтобы минимизировать риски. И только потом следует проходить процедуру регистрации: заполнять заявку и выполнять некоторые требования площадки. У каждой из них требования свои. Где-то бизнес через маркетплейс можно вести как самозанятый, а другие работают только с ИП и юридическими лицами.

Как выбрать маркетплейс

Для организации продажи через маркетплейс необходимо оценить разные площадки по различным критериям, которые позволят оценить, подходят ли ваши бизнесы друг другу.

Требования

В разных маркетплейсах — разные условия для продавцов. Некоторые требуют вести деятельность с использованием только электронного документооборота, другие не выдвигают такие условия. 

Но в случае с производителями или импортерами товаров любая торговая площадка запросит документацию о соответствии техрегламентам. Кроме того, Маркетплейсы накладывают на своих партнеров отдельные обязательства по маркировке продукции. 

Важно: сравнительная таблица маркетплейсов с учетом различных критериев находится внизу этой страницы.

Специализация

Даже универсальные маркетплейсы разные категории товаров продвигают по-разному. В большой степени это связано с массовым восприятием конкретных площадок. Например, электронику среднестатистический покупатель предпочитает покупать на Яндекс.Маркете, а одежду – на Wildberries или Lamoda. Существуют и нишевые маркетплейсы: например, FlowWow известен больше всего как место, где представлен огромный выбор цветов. Подробнее о таких площадках — в нашем обзоре.

Трафик

Самое интересное, что может дать продажа товаров через маркетплейс – это количество покупателей. Такая информация становится доступной предпринимателю перед тем, как принять решение о сотрудничестве. 

Стоит помнить, что большой трафик не обязательно является гарантией того, что у вас купят много. Поэтому при запуске продаж стоит задуматься о том, как сделать свой товар привлекательным для клиентов: при оформлении карточек можно воспользоваться услугами дизайнера или обратиться за помощью к нейросетям

Курьерская доставка

Необходимо оценить принцип и качество работы курьерской службы маркетплейса. Тем более, что так или иначе вы будете платить за эту услугу. Нужно понять, насколько организация логистики на площадке соответствует вашим стандартам.

Кстати, чтобы зарабатывать на маркетплейсах совершенно не обязательно заниматься продажами — можно открыть собственный пункт выдачи заказов.

Склады

На крупных маркетплейсах предоставляется возможность выбирать различные схемы отгрузки продукции. Но бывает и такое, что хранение ваших товаров на складе площадки является обязательным условием. Потребуется оценить ваши возможности по стабильному и своевременному обеспечению маркетплейса вашими товарами.

Продвижение товара

Разные торговые площадки предлагают разные возможности для рекламы реализуемого товара — как платные (за счет участия в акциях и прямой рекламы), так и бесплатные. В наших публикациях вы можете ознакомиться с возможностями продвижения товаров в поисковой выдаче на Wildberries, Яндекс Маркет и Ozon

Спорные ситуации

У каждого маркетплейса есть не только программы поощрения селлеров, но и штрафы за несоблюдение условий работы. Например, при отгрузке товаров или их выдаче клиентам. Лучше сразу оценить возможные санкции и понять, как сильно они могут ударить по бизнесу, чтобы не доводить дело до суда. Как показывает судебная практика, выиграть дело можно, но это не отменяет длительности процесса и сопутствующей нервотрепки.

Сравнительная таблица ключевых критериев ведущих маркетплейсов

Приведены показатели стандартных условий работы маркетплейсов с продавцами по состоянию на 22 февраля 2024 года. В конце февраля многие площадки перешли на «ручное» управление условиями, которые могут меняться непредсказуемо. Подробнее – в новости на нашем сайте.

  Wildberries Ozon Lamoda Яндекс.Маркет AliExpress Rus МегаМаркет
Кол-во пользователей в сутки 17 млн
15 млн
2 млн
5 млн
6 млн 1,7 млн
Кол-во заказов в сутки 2,6 млн 300 тыс Не раскрывается 92,5 тыс
135 тыс
71 тыс
Кол-во продавцов 1,3 млн 123 тыс
5 тыс
43,7 тыс
157 тыс
20 тыс
Средний чек за 2023 год 1368 руб
2188 руб
20000 руб
3367руб
2010 руб
4804 руб
Комиссия 2-25%
1-24%
30-70% 3-22,5%
5-8% 3,5-20,5%
Работа склада и условия доставки

1. FBO

2. FBS

3. DBS 

1. FBO

2. FBS

3. DBS

1. FBO

2. FBS

В комиссию продавца уже включены расходы на логистику.

1. FBO

2. FBS

3. DBS

4. Экспресс-доставка

1. FBO

2. FBS

1. FBO

2. FBS

3. DBS

4. Закажи и забери

Прочие важные условия



работает только с юрлицами


муторная регистрация,
большие гарантийные
сроки и сроки возврата

быстрый вывод
средств:
2 раза в неделю;

есть дополнительные комиссии

FBO - Продавец привозит товар на склад маркетплейса, передав ему хранение, комплектацию, доставку заказов и обработку возвратов.
FBS - Товары хранятся на складе продавца или фулфилмент-оператора. Как только поступает заказ, продавец его комплектует, отправляет на склад маркетплейса, где заказы пересортировываются и доставляются покупателям.
DBS (или realFBS) - Маркетплейс используется как витрина. Продавец получает контроль над цепочкой движения товаров - самостоятельно выбирает транспортную компанию и согласовывает тарифы.
Экспресс-доставка - Курьеры приезжают прямо к складу продавца или точке продаж, забирают упакованные заказы и тут же доставляют  их покупателям (доставка за 1–2 часа).
Закажи и забери - Пользователи могут выбрать товар на маркетплейсе и забрать его из магазина продавца самостоятельно.