8 (495) 363-44-29
8 (495) 363-44-29

Может показаться, что пункты выдачи заказов, оформленных на популярных маркетплейсах, находятся буквально на каждом шагу. Действительно, во время обычной прогулки по улицам города вывески с их логотипами попадаются то тут, то там. Но оказывается, что этот специфический рынок еще очень далек от насыщения. Торговые площадки активно привлекают новых партнеров, которым предлагается заняться выдачей заказанных товаров. Подробнее о том, как это сделать, какие предстоят затраты и на какие доходы можно рассчитывать – в нашей новой публикации. В качестве ориентира мы взяли два крупнейших маркетплейса – Wildberries и Ozon.

Схемы открытия ПВЗ Wildberries и OZON примерно похожи, отличаются некоторые детали. В этой статье мы рассмотрим общий план запуска такой точки, уделяя внимание особенностям требований одного или другого маркетплейса.

Как открыть пункт выдачи маркетплейсаФактически, бизнес по обслуживанию пункта выдачи заказов – это бизнес по франшизе, хотя номинально франшизой свое взаимодействие с владельцами ПВЗ называет только «Озон», Wildberries предпочитает говорить о сотрудничестве. В любом случае: ведущие маркетплейсы предоставляют вам отработанную технологию, включают в свою информационную систему и направляют своих клиентов к вам за посылками. При этом ваш бизнес работает под именем одной из самых узнаваемых торговых марок в стране. Более того, в некоторых случаях можно получить субсидию на открытие ПВЗ, но об этом чуть ниже.

Открыть бизнес по выдаче заказов, оформленных на маркетплейсах, может любой желающий, зарегистрировавший юрлицо или ИП. Начинающих предпринимателей такое начало малого бизнеса привлекает тем, что это дело не требует значительных затрат и при этом можно работать «под крылом» крупного бренда. Опытным бизнесменам это может быть интересно как вариант диверсификации, возможность получения дополнительного дохода.

Схема заработка в данном случае довольно проста – вы получаете определенный процент от стоимости выданных заказов. При этом все расходы, связанные с содержанием помещения, оплатой труда сотрудников и других накладных расходов, вы несете самостоятельно. В некоторых случаях предусмотрена система штрафов. Особенно этим «славится» Wildberries. Например, маркетплейс может затребовать от вас записи камеры наблюдения за определенный период. Если вы не предоставите их в течение двух часов, вас оштрафуют на 10000 рублей. Но, в целом, правила сотрудничества не очень сложные, их выполнение не составляет труда для добросовестных предпринимателей.

Помещение

Как найти помещение для маркетплейсаКлючевой момент в открытии пункта выдачи заказов – это помещение, его характеристики и место расположения. Правильно выбранное помещение – залог его будущего успеха. В некоторых случаях может помочь аренда государственного имущества. Предприниматели зачастую пренебрегают этой возможностью, ориентируясь лишь на предложения владельцев частных объектов недвижимости.

Помещение должно находиться в месте, которое легко найти, и рядом с которым не было бы «нежелательного» соседства. Маркетплейсы с настороженностью относятся к точкам, рядом с которыми располагаются пивные магазины, букмекерские конторы, хостелы и т.д.

Ozon, в зависимости от схемы сотрудничества, требует, чтобы площадь помещения составляла не менее 15 или 25 квадратных метров. У Wildberries требования строже – 30 кв.м. + 10 кв.м. для организации склада, но вообще маркетплейс настоятельно рекомендует располагать ПВЗ на площади не менее 50 «квадратов». При наличии ступеней на входе обязательно должен быть пандус, если точка выдачи открывается в торговом центре – лифт или эскалатор. Высота потолков – 2,5 метра.

После того, как помещение найдено, его необходимо сфотографировать, а затем отправить изображения, описание и схему расположения на проверку и получение одобрения. Обычно ответ приходит в течение недели. Если получен положительный ответ, можно приступать к подписанию договора и ремонту.

Ремонт делается в соответствии с требованиями маркетплейсов, для этого они предоставляют брендбук, по которому подбираются цвета для покраски стен, изготавливается вывеска и производятся все остальные работы.

Выбор кодов ОКВЭД

Для работы пункта выдачи заказов подойдут следующие коды ОКВЭД:

  • 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет»;
  • 52.10 «Деятельность по складированию и хранению»;
  • 82.99 «Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки».

Если существующие коды действующего бизнеса не соответствуют указанным выше, необходимо озаботиться тем, чтобы их добавить или изменить.

Расходы

Результаты анализа работы действующих ПВЗ в Московском регионе показали, что для открытия новой точки в 2022 году потребуются расходы, в среднем, в диапазоне 250-350 тысяч рублей. Сумма может меняться в зависимости от конкретного места расположения, стоимости отделочных материалов, необходимой мебели и оргтехники, а также первоначального состояния помещения.

Кроме подготовки есть ежемесячные затраты: на зарплату продавцов и уборщиков, аренду помещения, интернет и коммунальные услуги, закупку офисных принадлежностей.

В среднем, для выхода на уровень ежедневного потока заказов, который обеспечит операционную прибыль, новой точке в среднем требуется 2-4 месяца. Необходимо быть готовым к тому, что в это время придется вкладывать собственные средства в обеспечение ее работы и покрытие расходов.

Первоначальные инвестиции в бизнес могут быть больше или меньше, все зависит от степени готовности помещения, а также района, где оно расположено. Например, открытие ПВЗ в недавно сданном в эксплуатацию жилом комплексе может окупиться быстрее, потому что новые жильцы наверняка будут заказывать разнообразные вещи для обустройства своих квартир.

Доходы

Доходы ПВЗ маркетплейсаСредний чек заказа на маркетплейсах составляет примерно 1500 рублей. Владелец ПВЗ получает фиксированный процент от этой суммы. В Московской области этот процент у Wildberries составляет 3,5%, у Ozon – 3,5-4,5% в зависимости от формата сотрудничества.

На сайтах маркетплейсов, которые посвящены партнерским программам, работают калькуляторы для примерного расчета будущей прибыли: WildberriesOzon.

Правила сотрудничества с этими маркетплейсами не запрещают организацию параллельной выдачи заказов других служб доставки. Но эти моменты необходимо обговаривать при первоначальном контакте с площадками. В целом, маркетплейсы понимают, что их партнерам нужны дополнительные источники дохода на случай колебания основного потока заказов, поэтому они не сопротивляются желанию владельцев ПВЗ снизить риски. Но одно условие остается всегда – основным брендом должен быть именно тот маркетплейс, с которым вы изначально договариваетесь.

Интересно, что Ozon и Wildberries категорически против друг друга, но позволяют сотрудничать с другими службами, например, можно доставлять товары DPD, BoxBerry, My-Shop, Grastin, ECP-logistics, IML, Pickpoint, Яндекс-Маркета. У каждой из этих компаний свои условия сотрудничества, но в среднем за выдачу каждого заказа можно получать около 40 рублей.

Кстати, всегда есть такой вариант, как покупка готового бизнеса, который работает в этой сфере. Здесь, конечно, есть свои подводные камни, но зато можно оценить эффективность работы точки, основываясь на статистических данных.

Контроль

У маркетплейсов есть особенные требования к отчетности и осуществлению контроля за деятельностью ПВЗ. Так, обязательным пунктом является обеспечение бесперебойного видеонаблюдения в каждой точке. Камеры должны охватывать складскую и клиентскую зоны, а также полностью монитор менеджера. Записи же должны храниться не менее 90 дней.

Площадки могут в любой момент потребовать предоставление доступа к записям. Отказ сделать это повлечет за собой наложение штрафа. Неоднократные нарушения приведут к полному прекращению сотрудничества.

С некоторой периодичностью (обычно примерно раз в полгода) пункт выдачи инспектируется сотрудниками маркетплейсов. Это рутинная процедура, во время которой происходит контроль соответствия работы установленным правилам. Но кроме этого всегда можно ожидать визита «тайных покупателей», которые просто получат заказ, но впоследствии составят подробный отчет своему работодателю. Такие тайные визиты доставляют больше хлопот, чем явная проверка.

Взаимодействие партнера, владеющего ПВЗ, и онлайн-площадки регулируется заключенным между ними договором, Гражданским кодексом и другими нормативными актами. Юридическая защита предпринимателей, сотрудничающих с маркетплейсами, в принципе, ничем не отличается от аналогичных действий в любой другой отрасли.

pvz005.jpg

Продвижение

После заключения договора и начала работы ПВЗ, маркетплейсы уведомляют своих клиентов об открытии новой точки. Обычно это делается в регулярных почтовых рассылках. Конечно же, новые точки сразу же добавляются на карту и предлагаются клиентам. Бывают случаи, когда первые заказы приходят в течение нескольких минут после появления на карте.

Тем не менее, имеет смысл распространить информацию об открытии среди жителей района, в котором открылся пункт. Не стоит рассчитывать на то, что само место будет привлекать трафик. Люди часто бывают инертными, проявляют консерватизм и продолжают заказывать доставку в привычный для них, пусть даже и расположенный немного дальше, ПВЗ.

Маркетплейсы предоставляют макеты рекламных материалов разных форматов – для рассылки в электронном виде, для печати и расклейки на досках объявлений у подъездов или для распространения по почтовым ящикам. Конечно, это дополнительные затраты, но печать тиража листовок не настолько дорогая, чтобы этим не воспользоваться.

Бонусы

В первый месяц работы пункта выдачи сам Озон выкупает билборды и рекламу на автобусных остановках и делает email-рассылку по геотаргетингу. Это происходит всегда, когда открывается новый пункт выдачи, без участия предпринимателя. У Wildberries такой практики нет.

Кроме того, Ozon разработал финансовую программу поддержки новых ПВЗ. Каждый предприниматель может получить займ в размере 50-100 тысяч рублей, который возвращается долями. Маркетплейс вычитает нужную сумму из ежемесячного вознаграждения, которое складывается из комиссий за выдачу заказов.

У Wildberries есть другая программа стимулирования – в первые 2-3 месяца работы ПВЗ получает повышенную комиссию в качестве субсидирования затрат, которые бизнес несет на этапе открытия точки. Субсидии предпринимателям на начальном этапе работы пункта выдачи могут оказать существенную поддержку.

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет