Рынок фудтраков – пунктов питания на колесах – в последние пять-семь лет активно развивается в России. Постепенно вокруг этого формата мобильной торговли складывается полноценная индустрия: появились производители, которые специализируются на изготовлении исключительно таких фургонов и оборудования для них, дизайн-студии предлагают оригинальные и яркие решения для оформления, запущены франшизы, позволяющие начать этот бизнес не с нуля. С осени 2022 года в Московской области появилась государственная поддержка малого бизнеса в этой сфере.
Фудтраки становятся обычным элементом городского пейзажа и даже явлением массовой культуры. Несколько раз в год проводятся масштабные фестивали, куда съезжаются десятки владельцев таких точек торговли и приходят тысячи любителей стрит-фуда. А в одном из продолжений популярного ТВ-сериала «Кухня» фудтрак является основой сюжета – именно такой бизнес открыли главные герои, отправившись на вольные хлеба из ресторана, в котором работали изначально.
Законодательство
Еще буквально пару лет назад общепит на колесах находился в «серой» законодательной зоне, но уже сейчас в Московской области фудтраки официально отнесены к объектам выездной торговли. Впрочем, на данный момент свободно передвигаться с места на место по своему желанию все еще нельзя, но внесение в официальный перечень позволяет пройти бесплатную ускоренную процедуру выделения места без участия в торгах – процесс занимает всего семь дней. Заявление подается на региональном портале госуслуг, а точку размещения можно выбрать из предложенного перечня.
Впрочем, получением разрешения на размещение дело не ограничивается. Работа фудтраков подпадает под действие федерального закона ФЗ-381 о нестационарной торговле. Соответственно, владельцам мобильной точки необходимо выполнять его требования. Кроме того, требуется легализовать свою деятельность в Роспотребнадзоре. Для этого придется предоставить различные документы: договор на вывоз мусора, санитарные книжки для персонала, сертификаты соответствия на используемые продукты, программу производственного контроля качества. Полный список документов зависит от специфики деятельности. Например, если в фудтраке готовится картофель-фри, то необходим будет договор на вывоз и утилизацию использованного масла. Есть еще и такой интересный нюанс – форму персонала запрещено стирать в домашних условиях, поэтому чиновники затребуют заключение договора с прачечной. Подробную консультацию можно получить непосредственно в местном отделении Роспотребнадзора.
Ну и, конечно же, обязательным условием является официальная регистрация бизнеса в статусе ИП или юридического лица. ОКВЭД, описывающий деятельность пунктов общественного питания, в том числе фудтраков, – 56.10 и его подпункты.
Затраты
Первоначальные вложения во многом зависят от идеи и концепции бизнеса – в первую очередь, от планируемого меню. Очевидно, что, например, гриль для приготовления бургеров и печь для изготовления пиццы имеют разную стоимость, к тому же, она зависит от изготовителя, размеров, доступных функций и других параметров.
Самым затратным вариантом является изготовление на заказ нового фургона по собственному дизайну. В таком случае цена может быть и пять, и семь, и десять миллионов рублей.
Многие производители предлагают уже готовые стандартные модели. Например, средняя стоимость фудтрака-пиццерии на основе автомобиля «Газель Next» составляет около 2,5 миллионов рублей.
Развитие рынка мобильного питания привело к значительному увеличению предложения подержанных фудтраков. На момент написания этой статьи на «Авито» в Московском регионе предлагалось более 500 бывших в употреблении фургонов с разбросом цен от 250 тысяч до 5 миллионов рублей. Такой вариант, конечно, требует большой внимательности и скрупулезности при выборе, но позволит значительно сэкономить начальные вложения.
Также активно развито предложение аренды мобильных фургонов для приготовления стрит-фуда. Арендой занимаются и частные владельцы, и компании-производители, и действующие сети. Средняя стоимость аренды фудтрака – 3-5 тысяч рублей в сутки.
Отдельно стоит упомянуть и возможность купить франшизу. Предложений на рынке достаточно – есть и кофейни, и пиццерии, и бургерные, и фудтраки с восточной кухней. Система франчайзинга дает возможность присоединиться к успешно действующей сети, не тратя ресурсы на разработку собственных стандартов. Покупка франшизы дает возможность возместить затраты на паушальный взнос и некоторые другие расходы за счет областного бюджета. В Подмосковье действуют субсидии малому бизнесу на приобретение франшиз. По ее условиям, возможна компенсация до 70% затрат (но не более 1 миллиона рублей).
Кроме того, Московский областной фонд микрофинансирования запустил программу льготного кредитования, которая так и называется – «Фудтрак». По ее условиям, предприниматели могут получить займы до 5 миллионов рублей на приобретение таких фургонов под 8% годовых на срок до 3 лет.
Проектирование и дизайн
Если принято решение организовать бизнес самостоятельно, то следует уделить максимальное внимание проектированию и дизайну фудтрака. Допущенные просчеты приведут к необходимости переоборудовать фургон, а это может повлечь за собой затраты даже большие, чем первоначальное изготовление.
Сложность этого этапа заключается в том, что не существует четких правил или схем расположения оборудования кухни. По сути, любой владелец фургона сам решает, какое оборудование использовать и как именно его установить. Идеальный вариант организации пространства и установки техники с соблюдением всех правил эргономики приходит лишь с опытом.
Однако есть некоторые моменты, которые являются обязательными для всех. Это касается оборудования вентиляции, кондиционирования, а также системы слива воды. Кухня в фудтраке отличается своими миниатюрными размерами – на пространстве в несколько квадратных метров приходится размещать и оборудование, и поверхности для приготовления, и холодильники с ингредиентами, а также предусматривать свободное место для перемещения работников. Крайне важно минимизировать повышенные температуры и загрязнение пространства продуктами горения. Тем более, что при проведении проверок чиновники Роспотребнадзора уделяют этим моментам пристальное внимание.
Успешность бизнеса в стрит-фуде во многом зависит от внешнего вида фургона. Дизайн фудтраков – это в какой-то степени отдельный вид искусства. Даже продуманное меню, качественные ингредиенты, вкусная еда, проверенные поставщики, гуманные цены могут не сработать, если потенциальный клиент не обратит внимание на саму точку. В данном случае в большой степени работает тот самый постулат – «встречают по одежке».
Именно поэтому вложения во внешний вид фудтрака – не та часть затрат, на которой нужно стараться максимально экономить. Привлекательный дизайн призван выделить точку из окружающего пространства, обратить на себя внимание, заинтересовать и подтолкнуть клиента уже к знакомству с предлагаемым ассортиментом.
История фудтраков началась в 60-е годы в США. За это время и американские, и – с недавнего времени - российские участники рынка прошли большой путь в создании дизайна мобильных фургонов. Профессионалы рынка советуют начинающим свой путь в стрит-фуде предпринимателям уделить достаточно времени для ознакомления с яркими примерами оформления. Для этого можно изучить тематические фотогалереи, посетить специализированные фестивали, да и просто обращать внимание на интересные образцы во время поездок или прогулок по улицам города.
Выбор места и размещение
При выборе места для размещения фудтрака работают те же правила, что и для любой другой розничной торговой точки: нужен высокий трафик и точка притяжения. Обычно рекомендуется выбирать места рядом, например, с многолюдными остановками общественного транспорта, офисными центрами или учебными заведениями, в популярных местах отдыха.
Как уже было сказано выше, в Московской области имеется возможность в онлайн-режиме выбрать место, которое можно арендовать для размещения фудтрака на региональном портале государственных услуг. Однако аренда муниципального имущества не является единственным вариантом. Многие частные владельцы крупных объектов недвижимости с интересом привлекают к сотрудничеству мобильные точки торговли – это и торговые центры, и АЗС, и парки развлечений. Отдельной возможностью являются различные городские события – фестивали, концерты, спортивные мероприятия. Концепция фудтрака удобна для их организаторов тем, что не требует специальных усилий для организации точки питания в месте проведения события – фургон привозят его владельцы. Обычно стоимость аренды места для размещения такого объекта гораздо ниже, чем, например, аренда помещения внутри здания. Привлекательным моментом в такой ситуации является отсутствие необходимости согласовывать размещение с муниципальными властями, потому что фудтрак размещается на территории частного владельца или организатора события, который сам получает необходимые разрешения.
В специализированных сообществах в социальных сетях регулярно публикуются объявления от организаторов различных событий. При этом зачастую они заинтересованы в самом факте организации питания для своих посетителей и даже не требуют арендную плату за размещение.
В качестве вывода
Открытие собственного бизнеса в сфере стрит-фуда с использованием фудтрака – неплохой вариант для старта с относительно небольшими вложениями. При этом существуют возможности вхождения в бизнес различными способами: покупка франшизы, покупка подержанного или аренда готового фудтрака.
К минусам (или характерным особенностям) этой сферы деятельности можно отнести большую зависимость от места расположения и некоторую нестабильность. Например, количество клиентов может зависеть даже от погодных условий. Но эти минусы можно одновременно считать и плюсами: отсутствие привязки к конкретному месту расположения компенсируется мобильностью – перевозка фудтрака на новое место не составляет большого труда и зависит исключительно от желания и наличия договоренностей с владельцами места.