В период действия жестких ограничений из-за пандемии коронавируса COVID-19 в Подмосковье, как и в других региона РФ, отмечалось резкое снижение потребительского рынка. О его ближайших перспективах и возобновлении роста после отмены ограничений рассказывается в сегодняшней публикации на нашем сайте для предпринимателей.

 

По данным правительства региона, опубликованным РИАМО, оборот подмосковного потребрынка до пандемии был на уровне 58,9 млрд рублей в неделю. В период действия ограничений, введенных для противодействия распространению коронавирусной инфекции, этот показатель значительно снизился – до значения менее 35 млрд рублей. С 13 по 19 апреля, когда ограничения были максимальными, недельный оборот потребрынка Московской области уменьшился до рекордных 34,5 млрд рублей. 

После ослабления ограничений в последний месяц весны ситуация на потребительском рынке Подмосковья начала стабилизироваться, и он начал расти со средней скоростью порядка 5 млрд рублей в неделю. 

А после завершения первой половины 2020 года к началу второй декады июля недельный оборот регионального потребрынка уже составлял 66,5 млрд рублей, прибавив за неделю сразу 7 млрд рублей. Таким образом, «допандемийный» уровень недельного оборота был уже в июле превышен сразу на 13%. 

4-процентный рост в недельном измерении в третьей декаде июля наблюдался в сегменте бытовых услуг и общепите Московской области. Еще больший прирост (на 15%) показала розничная торговля

Общую картину портит ситуация в автосегменте – отрасли, которая пока не смогла выйти на «допандемийный» уровень. Пока здесь зафиксировано 26-процентное отставание от показателя в этом сегмента до введения ограничений (в абсолютных цифрах это «минус» 3,2 млрд рублей в неделю).

Рынок не просто механически реагирует на улучшение ситуации после ослабления ограничений – предприниматели, в т.ч. представляющие малый и средний бизнес, не только стараются восстановить и активизировать свою деятельность, но и, по возможности, адаптируются к новым условиям. Например, общепит Московской области отреагировал на снятие ограничений существенным (на 10-15 процентов) обновлением участников рынка

Этому процессу способствовали и новые тенденции в изменении потребительского поведения населения в условиях пандемии, существенно повлиявшие на широкое использование онлайн-сервисов и организацию доставки продуктов питания и готовой еды на дом. Тем не менее, несмотря на все сложности, вызванные введением ограничений, более половины кафе и ресторанов Московской области нашли ресурсы для возобновления своей деятельности после снятия ограничений. Всего же в регионе насчитывается около 6,2 тыс. предприятий общепита. Свою лепту вносят и сезонные объекты общепита: в июле этого года более 580 летних кафе области готовы обслуживать посетителей – в количественном отношении это соответствует уровню 2019 года.

Примерно столько же (свыше 50% из порядка 14 тысяч зарегистрированных)  подмосковных ателье, химчисток, прачечных, парикмахерских, салонов красоты, бань и других предприятий сегмента бытовых услуг возобновили работу после остановки деятельности в период режима повышенной готовности. Повышенный спрос – на услуги предприятий по техобслуживанию и ремонту автомобилей, мотоциклов и других автотранспортных средств. 95% таких предприятий возобновили свою работу в «постпандемийный» период. 

Пандемия выступила в роли мощного катализатора для стремительного подъема онлайн-торговли, которая в условиях массовой самоизоляции граждан начала теснить розничную торговлю – даже в таких сегментах, как продажа продуктов питания и реализация товаров первой необходимости. Наступление коронавируса COVID-19 стало настоящим триггером для роста онлайн-продаж в Подмосковье – в период действия ограничений их объем в регионе увеличился в 14 (!) раз. Товаров на сумму до 2,9 млрд руб. закупали жители Московской области в некоторые дни режима самоизоляции, а ведь до пандемии ежедневный объем онлайн-ритейла в Подмосковье был на уровне 200 млн рублей.

После отмены ограничений онлайн-продажи несколько упали – до 1,3 млрд руб. в день, что является значительным достижением онлайн-ритейлеров: в сравнении с «допандемийным» суточным товарооборотом объем онлайн-торговли в Московской области сейчас вырос примерно в 6,5 раз. Есть все основания прогнозировать продолжение ее роста, ведь до конца лета остался всего месяц, а затем вновь наступит холодный осенне-зимний период, благоприятный для распространения не только коронавируса, но и других сезонных инфекционных заболеваний, в т.ч. для затрагивающего гораздо большую часть населения гриппа. К хорошему привыкаешь быстро, и если есть возможность защититься от проникновения инфекций, закупая продукты питания и товары первой необходимости в онлайн-режиме за те же деньги, что и в розничной торговле, – почему бы этим не пользоваться постоянно.

Хотя и розничная торговля в регионе не спешит оставлять завоеванные за последние годы позиции. Например, в Подмосковье в первой половине этого года было разыграно более трехсот мест для размещения торговых павильонов. В Московской области активно растет нестационарная торговля, столь популярная у субъектов МСП, включая фермерские хозяйства региона. Сейчас в Московской области насчитывается свыше 5,7 тыс. нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения, из них порядка 60% ориентированы на реализацию продтоваров. Популярна у малого бизнеса и сезонная торговля – более 1,2 тыс. сезонных торговых палаток и бахчевых развалов будут работать в регионе до 1 ноября.

Судя по последним известиям с «коронавирусных фронтов» из разных стран мира, грядет вторая волна коронавируса COVID-19. При этом некоторые эксперты говорят о незатухающей первой волне, временно ослабленной принятыми в большинстве стран мира антикоронавирусными мерами. 

В немалой степени способствовало этому беспечность населения – посмотрите видео с некоторых мест массового летнего отдыха людей, например, россиян в районе Сочи. Там и речи нет о соблюдении санитарных требований  и социальной дистанции. Если в Москве, ставшей лидером РФ по заболеванию коронавирусом, на 09.06.2020 г. (ко дню снятия основных ограничений) защитные маски использовали около 94% покупателей, то сейчас количество дисциплинированных граждан, при покупках в розничной торговле использующих средства индивидуальной защиты, снизилось почти в 1,5 раза. В регионах, в т.ч. в Подмосковье, ситуация еще хуже.

Так что потребительский рынок Московской области еще ожидают некоторые «встряски». Однако, учитывая возможное появление к концу года эффективной антикоронавирусной вакцины, хочется надеяться на стабилизацию ситуации хотя бы к Новому году – чтобы встретить главный для россиян семейный праздник в здравии и с хорошим потребительским настроением.

Обсудить на форуме для предпринимателей

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет