8 (495) 363-44-29
Наши услуги
8 (495) 363-44-29

Текущее состояние рынка розничной торговли Московской области для тех, кто планирует стартап в этой сфере, – тема очередной публикации на нашем сайте для предпринимателей. 

Торговля во все времена была той точкой опоры, которая позволяла предприимчивому человеку создать свое дело и достаточно быстро накопить пресловутый «первоначальный капитал». И даже в наше время новейших IT-технологий и прочих прорывов в сфере человеческого познания роль торговой деятельности в становлении и развитии института частных собственников по-прежнему велика. Подмосковье в этом смысле представляет большой интерес для начинающих предпринимателей, решивших попробовать свои силы на рынке розничной торговли региона. Поэтому им так важно охватить «взглядом сверху» весь «торговый лес» Московской области, чтобы выбрать подходящую «полянку» для своего стартапа и как можно успешнее начать бизнес-деятельность. 

На состоявшемся в конце апреля этого года расширенном заседании профильного комитета Мособлдумы была всесторонне рассмотрена ситуация с торговой деятельностью в Подмосковье. И картина, представшая перед депутатами областного парламента и приглашенными экспертами, дает основания для оптимизма, несмотря на то, что пандемия коронавируса COVID-19 нанесла отрасли, как и большинству других сегментов экономики, значительный ущерб.

Оборот розничной торговли региона по итогам прошлого года упал по сравнению с показателем 2019 года на 1,8% до 2,6 трлн рублей. При этом в целом в РФ в 2020 году оборот розничной торговли снизился на 4,1% относительно данных «доковидного» 2019 года. 

Московская область, идущая по этому показателю в течение нескольких лет на втором месте среди субъектов РФ, в прошлом году даже улучшила свое положение на фронте розничной торговли. За 2020 год в регионе было введено в эксплуатацию порядка 220,3 тыс. кв. метров новых торговых площадей. В Подмосковье обеспеченность торговыми объектами составляет 1626,2 кв. метров на 1 тыс. жителей – более чем в 2 раза выше федерального норматива (780,6 кв. метров на 1 тыс. чел.). Это говорит о том что в регионе количество магазинов, в т.ч. шаговой доступности, уже близко к достаточному. Но, если в стационарной торговле «ниш» для стартапов становится все меньше, другие сегменты рынка розничной торговли еще далеки от этого. 

В Московской области активно развивается ярмарочная деятельность, В прошлом году в регионе на ярмарках создали около 120 тыс. торговых мест, а всего на территории Подмосковья провели более 2,3 тыс. ярмарок, в т.ч. свыше 1,7 тыс. универсальных, около 440 тематических и более 150 – сельскохозяйственных. В настоящее время в Московской области функционируют порядка 180 розничных рынков, в т.ч. около 50 – специализированных.

Далеко не во всех населенных пунктах Подмосковья, особенно, в сельской местности, есть свои магазины. Поэтому в регионе производится частичная компенсация транспортных затрат ИП и другим субъектам торгового бизнеса, доставляющим социально значимые товары в удаленную малонаселенную сельскую местность. В 2020 году на эти цели были выделены субсидии малому бизнесу на сумму 21,2 млн руб. – почти столько же, сколько предусмотрено планами на 2021 год (20,9 млн руб.) Доставка продуктов питания и промтоваров первой необходимости производилась в течение прошедшего года почти в 1,7 тыс. населенных пунктах, и сейчас в муниципалитетах Московской области работают более 1,1 тыс. мобильных торговых объектов, используемых, в основном, представителями малого и среднего бизнеса Подмосковья.

Еще один активно развивающийся при участии субъектов МСП Московской области сегмент розничной торговли региона – нестационарная торговля. На сегодняшний день в Подмосковье обслуживают покупателей более 7 тыс. нестационарных торговых объектов. НТО можно размещать на земельных участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, без заключения договоров аренды земли, но на определенный срок. При этом схемы размещения нестационарных торговых объектов ежегодно продлеваются в большинстве муниципальных образований региона на 12 месяцев. 

Кроме того, в почти 2/3 муниципалитетах Московской области владельцам НТО предоставляется отсрочка платежей по заключенным договорам на размещение торговых объектов. А в некоторых муниципальных образованиях предоставлено право для сельхозпроизводителей, включая фермерские хозяйства, на размещение НТО без проведения аукционов и на льготных условиях.

Доля оборота представителей малого и среднего бизнеса в совокупном обороте розничной торговли Подмосковья составляет около 17,2%. В связи с развитием онлайн-торговли субъекты МСП региона достаточно успешно работают в сфере Интернет-торговли. Что же касается классической розничной торговли, то с учетом высокого уровня конкуренции в стационарной торговле стартапы субъектам МСП в Московской области предпочтительнее реализовывать в нестационарной торговле, организовывать торговые места на розничных рынках, ярмарках и использовать мобильные торговые объекты.

Незаполненные «ниши» на подмосковном рынке розничной торговли пока еще есть, и коронакризис стал своеобразным катализатором для его роста – об этом говорят и результаты массовых опросов предпринимателей и жителей Подмосковья. Если в 2019 году 66% опрошенных предпринимателей считали уровень конкуренции на рынке высоким, то по итогам прошлого года только 49% респондентов считали его таковым. По итогам 2020 года снизился на 16% (до 67%) и уровень удовлетворенности потребителей качеством услуг на рынке розничной торговли. При этом более половины (56%) опрошенных потребителей Московской области удовлетворены стоимостью услуг предприятий торговли, в то же время 42% респондентов считают цены на реализуемые товары завышенными. Так что, начиная стартап в сфере торговли, предпринимателю для успеха необходимо руководствоваться почти олимпийскими принципами: «Лучше, качественнее, дешевле!».


Комментарии пользователей

  • Комментариев нет