Исследовательская компания Data Insight опубликовала результаты исследования «Последняя миля для интернет-торговли», в котором представлены данные о рынке логистики в сфере электронной коммерции.
Основной вывод: на этом рынке наблюдается тенденция консолидации – маркетплейсы Ozon и Wildberries наращивают своё присутствие. Их совокупная доля от всего объема доставки товаров достигла 75%. Это связано с активным продвижением модели сотрудничества с продавцами по системе FBO (Fulfilment by Operator). При такой схеме маркетплейсы не только предоставляют своим партнерам электронную витрину для размещения продукции, но и берут на себя ее хранение, обработку и доставку до покупателя. За первые девять месяцев 2022 года Ozon и Wildberries в совокупности доставили более 1,7 трлн заказов.
Такое масштабирование приводит к массовому закрытию небольших курьерских компаний, которые ранее обслуживали малый бизнес, занимающийся продажей товаров в интернете.
Таким образом, развитие маркетплейсов, с одной стороны, является очевидным преимуществом для МСП, обеспечивая стабильный канал продаж с невысокой ценой входа. С другой стороны, эта же тенденция отрицательно сказывается на бизнесе, который был построен на логистическом обслуживании небольших производителей и продавцов.
Привлечение продавцов на маркетплейсы стимулируется не только самими торговыми площадками, но и государством. Так, в Московской области проводятся конкурсы на субсидии, благодаря которым малый бизнес может компенсировать часть своих затрат на оплату услуг маркетплейсов и продвижение товаров в интернете. В 2022 году победителями регионального конкурса стали 230 предпринимателей, которые в общей сумме получили компенсации на 50 млн рублей.