Изображение от rawpixel.com на FreepikВопрос имущественной поддержки малого бизнеса не теряет своей актуальности, особенно на фоне предстоящего снижения финансирования других мер. Если раньше предприниматель еще мог обратиться за льготными кредитами малому бизнесу, чтобы купить земельный участок или здание под производственные нужды, то уже с 2025 года такая поддержка будет носить адресный характер — для предприятий в приоритетных отраслях.

На фоне смещения акцентов и в условиях довольно высокой ключевой ставки о коммерческих кредитах говорить не приходится. В такой ситуации остается уповать только на имущественную поддержку малого бизнеса, а именно — на льготную аренду государственной недвижимости, которая регламентирована Законом о развитии малого и среднего предпринимательства.

Центр развития предпринимательства Московской области в прошлом году уже проводил исследование, посвященное данному вопросу. Более того, оно вылилось в отдельный проект по актуализации перечней имущества для малого бизнеса. Наши сотрудники находились в постоянном взаимодействии с органами муниципальной власти, пытаясь добиться не только обновления списков, но и обеспечения доступности данной информации. 

В новом материале анализируем, что же изменилось за прошедший год, какую работу провели ответственные лица и на что надеяться малому бизнесу Подмосковья в части имущественной поддержки.

Федеральный уровень

В прошлогоднем исследовании мы шли сверху вниз по вертикали власти, поэтому имеет смысл сохранить данную структуру и сейчас. 

На федеральном уровне в первую очередь обратимся непосредственно к перечню на сайте Росимущества. На момент написания материала было опубликовано два распоряжения: №2385-р от 7 ноября 2024 года и №2274-р от 25 октября 2024 года.

Первым утверждается перечень земельных участков, согласно которому… в Подмосковье ведомство может передать бизнесу лишь один надел площадью в три гектара! Что ж, заглянем во второй НПА, в котором содержится список доступных малому бизнесу зданий и помещений: таковых числится 41 объект.  Для сравнения, в прошлом году в списке был 61 объект имущества, и мы еще сетовали на то, что это очень мало!

Другими словами, можно констатировать, что Росимущество и имущественная поддержка малого бизнеса ничего общего между собой не имеют.

Региональный уровень

В собственности Минимущества Московской области, судя по списку имущества, предназначенного для передачи малому бизнесу, на сегодняшний день всего 58 объектов. Но здесь еще стоит отметить, что ведомство «обновило» перечень 24 января текущего года, если смотреть на дату размещения на сайте. Вот только сам НПА датирован 1 ноября 2023 года. 

Примечательно, что в тот же период Центр развития предпринимательства Московской области вел переписку с областным Минимуществом. В письме ведомства от 3 ноября сообщалось, что в собственности региона находится в общей сложности 65 объектов. Выходит, даже сотрудники не владеют необходимой информацией

Тем не менее любое из этих чисел выглядит особенно грустно на фоне бодрых пресс-релизов ведомства, в которых говорится о впечатляющих результатах самообследования муниципалитетов. Но не логичней ли в таком случае начать все же с себя и дополнить пресловутый перечень имущества на своем уровне, чтобы, так сказать, подать пример?  

Отметим, в самом подходе к размещению и структуре перечня за год тоже не произошло никаких изменений. Строго говоря, как таковой перечень представлен только в виде приложения к распоряжению Правительства Московской области №13ВР-1512 от 31 октября 2018 года. Объекты, которые были в него добавлены или исключены, предпринимателю предстоит самостоятельно разыскивать в изменяющих документах на сайте ведомства. 

Отдельные вопросы вызывает форма перечня, которая в сравнении с формой Минэкономразвития выглядит попросту кастрированной: никаких сведений о том, занят объект или нет, кем и на какой срок. То есть практическая польза для предпринимателя стремится к нулю — составь список из разных документов, отправь запрос в Минимущество, жди ответа. А если объект окажется занят, то просто смирись с напрасной тратой времени.

Исходя из вышесказанного, ясно одно: на сегодняшний день имущественная поддержка малого бизнеса на региональном уровне фактически стагнирует.

Муниципальный уровень

Изображение от freepikКак показало исследование прошлого года, с перечнями муниципального имущества связано довольно много проблем. Главная, конечно, касается их содержимого, так как не все округа Подмосковья актуализируют информация. Сотрудники ЦРП МО неоднократно сталкивались с тем, что на сайтах муниципалитетов размещались устаревшие перечни, датированные еще 2016 годом. 

Кроме того, доступность перечней тоже оставляла желать лучшего. Иногда они находились не в разделе «Имущество для малого бизнеса», а где-нибудь в обширной базе документов, что только усложняло предпринимателям доступ к искомой информации. 

Это не говоря уже о другой распространенной проблеме: как правило, перечень существует в виде приложения к локальному НПА, который с течением времени изменяется другими документами. При этом единый список имущества отсутствовал вовсе. То есть интересанту предлагалось собирать список самостоятельно, как пазл. 

В новом исследовании мы посмотрим, как изменилась ситуация. Тем более, в соответствии с действующим законодательством, все муниципалитеты обязаны обновлять перечни имущества для малого бизнеса до 1 ноября, то есть актуализировать данные о фактически доступной недвижимости. Таким образом, мы сможем выявить тенденции по муниципалитетам, а позже и составить рейтинг городских округов, наиболее «дружелюбных» к бизнесу в части имущественной поддержки.

Для достижения объективности проведенную чиновниками работу будем оценивать по нескольким важным критериям: 
  • полнота формы перечня;
  • формат документа;
  • его доступность;
  • актуализация.
ГО Балашиха. По состоянию на 1 ноября текущего года, в перечне имущества для малого бизнеса числится 76 объектов, что на один меньше, чем в прошлом году. И хотя в сравнении с другими муниципалитетами данный показатель довольно высок, важно понимать, что простая актуализация перечня — признак формального подхода. Для малого бизнеса решающее значение имеет содержательная работа, а именно — расширение списка доступной недвижимости. 

Из плюсов можно отметить, что сам перечень структурирован и предлагает интересантам максимум информации об объекте, в том числе сроки окончания аренды, если в настоящее время он уже предоставлен в пользование. Таким образом, определенные подвижки в повышении эффективности имущественной поддержки все же имеются, но содержательная работа застыла.

Богородский ГО. Перечень был обновлен в мае текущего года, поэтому за прошедшее время ситуация могла измениться. И все же в сравнении с прошлым годом список имущества пополнился двумя объектами, и теперь в перечне насчитывается 53 позиции. 

Однако предприниматель сможет узнать об этом только в том случае, если будет методично пролистывать раздел «Постановления администрации». Ведь в профильном разделе сайта есть только небольшой список объектов капстроительства и пять ссылок на отдельную недвижимость.

ГО Бронницы. Администрация муниципалитета обновила перечень сравнительно недавно — 1 сентября текущего года. В список добавлен всего один объект, что не так уж плохо для сравнительно небольшого округа. В остальном же перечень имущества не изменился ни по форме, ни по содержанию. Проблем с поиском документа возникнуть не должно, так как он располагается в надлежащем разделе — «Имущество для МСП».

ГО Власиха (ЗАТО). На сайте размещен перечень, утвержденный 25 марта текущего года, в котором числится 13 объектов. В сравнении с предыдущим годом он пополнился двумя новыми позициями, что, как и в предыдущем случае, весьма неплохо, если принять во внимание размеры территориального образования.

Кроме того, перечень размещен единым файлом, а не «основой» с кучей дополняющих НПА. Правда, искать его придется по всей базе документов: на сайте отсутствует не то что раздел, посвященный имущественной поддержке, но и в целом рубрика «Для бизнеса».

Волоколамский ГО. Пожалуй, к безусловным достоинствам в данном случае можно отнести только то, что перечень находится в разделе «Имущество для бизнеса». На этом плюсы заканчиваются, потому что, во-первых, в списке всего четыре объекта, а во-вторых, он датирован 23 мая 2023 года. Судя по всему, работа по имущественной поддержке в данном округе не ведется.

Получается довольно странная ситуация: гораздо меньшие по размеру муниципалитеты изыскивают возможности по актуализации перечня и добавляют в него хотя бы один-два объекта, а в довольно большом Волоколамском городском округе за полтора года ничего не изменилось. 

ГО Воскресенск. В принципе, здесь ситуация не лучше. В перечне всего 13 объектов, а сам список не обновлялся с июня прошлого года. Ко всему прочему, документ размещен в ворохе прочих НПА муниципальной администрации, а в профильном разделе находится еще более старый файл.

ГО Восход (ЗАТО). Как и в прошлом году, администрация муниципалитета не может предложить бизнесу ни земельных участков, ни зданий, ни помещений — только фигуру В.И. Ленина, которая из года в года остается в перечне имущества в гордом одиночестве. 

Судя по всему, список не менялся с 2017 года, когда вышло соответствующее постановление администрации. Но, будем честны, учитывая размеры округа — ему действительно нечего предложить.

ГО Дзержинский. В текущем году муниципалитет впервые обновил перечень за пять лет. Список пополнился одним объектом, а общее количество имущества для малого бизнеса достигло 12 позиций. Правда, узнать об обновлении можно только из раздела «Документы», где размещен соответствующий НПА.

Дмитровский ГО. Список имущества для передачи в пользование малому бизнесу, судя по дате, не менялся с марта 2021 года. В нем по-прежнему числится 10 объектов. Работа по имущественной поддержке в муниципалитете не ведется.

Долгопрудный.PNGГО Долгопрудный. Мало того, что перечень не менялся с августа прошлого года, так и найти его — задача не из легких. Искомый документ находится в разделе «Малому бизнесу», который представляет собой… сплошную ленту из важных объявлений, конкурсов на субсидии малому бизнесу и другой информации (см. справа).

Правда, за минувший год перечень продублировали отдельным файлом — и на том спасибо. В общей сложности в нем остались все те же 37 объектов. 

Еще один любопытный момент: в другом разделе — «Муниципальное имущество» — находится еще один перечень имущества для малого бизнеса, но четырехлетней давности. Мало того, что в нем числится 68 объектов (почти вдвое больше!), так и составлен он по удобной форме Минэкономразвития.

ГО Домодедово. Актуальный перечень датирован июлем текущего года и содержит восемь объектов. Для сравнения, в прошлом году в нем было шесть позиций. Конечно, для столь огромного округа такой показатель все равно довольно мал, но отрадно, что в данном направлении ведется хоть какая-то работа. 

Кроме того, в документе используется собственная форма отображения данных. Она, конечно, не столь обширная, как, например, форма Минэкономразвития, но содержит больше сведений, чем в стандартных формах Минимущества. Как минимум, можно найти информацию об арендаторах и сроках аренды.

Отдельно стоит упомянуть, что в том же разделе «Имущество для бизнеса» представлена мини-карта, на которой отображены все доступные объекты. Если кликнуть по ним, то появится окно с краткой информацией и ссылкой на паспорт объекта.

ГО Дубна. Последний раз перечень обновлялся в октябре прошлого года. В нем в общей сложности 9 объектов. Дубна, конечно, городской округ не слишком большой, кроме того там и так есть ОЭЗ, но это не значит, что имущественной поддержкой теперь можно вообще не заниматься.

ГО Егорьевск. На сайте округа нет информации о дате обновления перечня, но в настоящее время он насчитывает 20 объектов, что на пять больше, чем было в прошлом году. И это неплохо.

Правда, всего на сайте можно найти три перечня: два в разделе «Имущественная поддержка МСП» (актуальный, а также устаревший — в подразделе «Реестр государственного имущества»), еще один — тоже устаревший — в подразделе «Имущественная поддержка» раздела «МСБ». Вопрос, зачем на сайте дублирующие друг друга рубрики, остается открытым. 

ГО Жуковский. В июле текущего года на сайте округа было опубликовано свежее решение местного совета депутатов об утверждении перечня имущества, вот только состав списка в сравнении с прошлым годом не изменился: в нем по прежнему 163 объекта, из которых недвижимость занимает всего 21 позицию.

То есть формально какая-то работа велась — решение принято, результат размещен на сайте — но практической пользы никакой. С другой стороны, округ довольно маленький, поэтому вполне логично, что нового имущества для бизнеса там попросту нет. 

ГО Зарайск. Данный муниципалитет хочется похвалить как минимум за то, что только в текущем году перечень обновлялся три раза. Последнее обновление было 31 октября. Конечно, сильно больше объектов не стало: сейчас их числится 35 против 32 в прошлом году, но работа ведется.

Кроме того, в приложении к последнему изменяющему документу перечень приведен целиком. Ранее администрация дополняла его отдельными нормативными актами, что довольно неудобно для ознакомления с имуществом.

ГО Звездный городок (ЗАТО). В августе текущего года муниципальные власти опубликовали постановление об утверждении перечня, в котором сейчас числится всего один объект. Данная ситуация схожа с положением в Жуковском: перечень ежегодно обновляется, но ничего нового в нем не появляется. Впрочем, крайне маленький размер округа, опять же, все объясняет.

ГО Истра. Администрация муниципалитета обновила перечень имущества 30 октября текущего года. Надо сказать, что в отличие от предыдущих территориальных образований, в Истре весьма внушительно увеличилось количество объектов недвижимости, доступных для малого бизнеса: если в прошлом году перечень насчитывал всего 89 позиций, то теперь в нем 104 объекта. 

Так как в рамках нашего исследования мы наблюдаем за работой муниципалитетов в динамике, то можем смело утверждать, что это один из лучших результатов среди всех городских округов Подмосковья.

ГО Кашира. Никаких изменений за год, увы, так и не случилось: перечень в едином виде отсутствует — ознакомиться со списком можно только в том случае, если собирать его по частям из всех нормативных актов с 2020 года. 

Последние изменения, к слову, были внесены в октябре 2022 года, хотя файл перезалит на сайт в сентябре прошлого года. Работа по имущественной поддержке фактически не ведется.

ГО Клин. Перечень обновлен 29 октября текущего года — и это уже второе обновление за год. На сегодняшний день в нем размещено 22 объекта, что на три меньше, чем в предыдущем году. Опять же, актуализация перечней — это, конечно, здорово, но где работа по их расширению? Увы, Клин таковой похвастаться не может.

ГО Коломна. Самый свежий перечень датирован 16 августа текущего года. В нем содержится 53 объекта. В сравнении с прошлым годом стало на одну позицию меньше. Коломна довольно большой округ, поэтому «усыхание» перечня вызывает недоумение.

Но на этом минусы не заканчиваются. Во-первых, актуальный перечень нужно искать в разделе «Нормативные документы». Во-вторых, зачем-то поменяли форму перечня. Еще в прошлом году использовалась расширенная форма, в которой содержались подробные сведения о статусе объекта и сроках его аренды. К сожалению, на смену ей пришла усеченная форма регионального Минимущества.

ГО Королев. В перечне насчитывается 17 объектов, а обновлялся он последний раз в августе прошлого года. Радует хотя бы то, что в документе используется расширенная форма Минэкономразвития, но содержательная работа отсутствует.

Котельники.PNGГО Котельники. На первый взгляд, власти муниципалитета ведут активную работу по обновлению перечня: только в текущем году он менялся уже дважды. Вот только общее количество объектов в сравнении с прошлым годом осталось неизменным — семь позиций. Да, в актуальном списке есть новые объекты, которые внесли вместо исключенных, но это не отменяет необходимость расширения перечня.

Кроме того, нарекание вызывает наличие двух дублирующихся разделов. Так, обновленный перечень находится в разделе «Имущественная поддержка МСП» (см. слева), при этом на сайте имеется еще и подкатегория «Имущество для бизнеса», в которой размещен старый список. Впрочем, такая ситуация не нова и только лишний раз говорит о халатном отношении властей к данному кругу обязанностей.

ГО Красногорск. Администрация городского округа обновила перечень в конце октября текущего года. Сейчас в документе насчитывается 86 объектов, что на два больше, чем в прошлом году. 

Сам факт того, что данная работа проводится, не может не радовать, но огорчает форма подачи. Проблемы классические. Во-первых, в профильном разделе размещен устаревший перечень. Во-вторых, актуальный список предпринимателю предстоит собирать из разрозненных нормативных актов в разделе «Документы».

ГО Краснознаменск. Увы, в сравнении с прошлым годом никаких изменений не произошло. Все тот же перечень из 14 объектов, датированный концом марта 2023 года. 

Ленинский ГО. Ситуация аналогичная: последнее обновление перечня было в сентябре 2023 года. На сегодняшний день в нем по-прежнему числится всего шесть объектов. Работа по имущественной поддержке не ведется.

ГО Лобня. Муниципальные власти обновили перечень 31 октября. И не просто обновили: количество объектов недвижимости, доступных бизнесу, увеличилось в два раза — до 8 позиций. Конечно, 8 позиций — не так уж много, но работа в данном направлении проводится.

Особенно радует отсутствие затруднений при поиске документа. Искомый файл находится в разделе «Имущественная поддержка» в самом верху списка. Еще бы форму использовали расширенную — и цены бы не было. 

ГО Лотошино. В рамках последнего обновления перечня, которое состоялось в начале мая текущего года, администрация муниципалитета добавила в список один объект недвижимости. Таким образом, в настоящее время в перечне числится девять позиций.

Также стоит сразу уточнить, что «перечень» в данном случае обозначение формальное, так как все объекты «раскиданы» по изменяющим НПА. Впрочем, ввиду малого количества оных собрать все в единое целое довольно легко и быстро, благо все документы находятся в профильном разделе, но, конечно, власти выбрали не самый удобный способ представления информации.

Луховицкий городской округ. В разделе «Имущественная поддержка МСП» находится свежий перечень, утвержденный 30 октября 2024 года, в котором содержится 19 объектов. В сравнении с прошлым годом список пополнился двумя объектами. 

Конечно, округ немаленький, говоря откровенно, объектов маловато, но видно, что власти все же ведут более-менее системную работу, ежегодно обновляя перечень и размещая его в профильном разделе в удобном для потенциального интересанта виде.

ГО Лосино-Петровский. В этом муниципалитете ситуация с имущественной поддержкой малого бизнеса выглядит, мягко говоря, удручающе. В первой половине прошлого года на сайте можно было найти лишь сильно устаревший перечень (датированный аж 2017 годом) с двумя объектами. Зато по расширенной форме, в отличие от более «свежего», но о нем ниже.

В августе все того же прошлого года администрация утверждает новый список, в котором числится уже шесть объектов, однако спустя пару месяцев выходит постановление, которым три объекта исключаются из документа. Это постановление  по сей день висит в разделе «Имущественная поддержка». Видимо, за год во всем округе не нашлось ни одного помещения, которое можно было бы передать предпринимателям. 

В сухом остатке мы имеет следующее: перечень сократился вполовину, объектов почти нет, работа в данном направлении, судя по всему, не ведется в принципе. Жирная двойка!

Лыткарино.PNGГО Лыткарино. Казалось бы, работа с перечнями имущества особо не дает простора для воображения: список нужно утвердить и разместить на сайте. Однако администрация Лыткарино выбрала третий путь. 

В разделе «Имущественная поддержка МСП» перечня как такового нет. Вместо него представлены ссылки на презентацию каждого объекта, который можно передать бизнесу (см. справа). В то же время искомый список на сайте все же имеется — в разделе «Документы». 

И здесь мы опять видим нестандартный подход, так как перечень представляет собой табличку в формате Excel без какой бы то ни было информации о регулирующем НПА. В самом файле отсутствует даже дата, а на странице размещения значится, что он был принят и опубликован 28 января 2020 года. Однако все в том же разделе можно обнаружить постановление о внесении изменений в перечень от 20 июня текущего года, правда без приложения с корректировками.

Судя по всему, таковым является как раз исходный документ, который периодически перезаливается в соответствии с актуальными изменениями. Об этом же говорит и то, что имеющийся в распоряжении ЦРП МО перечень за прошлый год существенно отличается от нового. 

Таким образом, работа в данном направлении действительно ведется, что подтверждается содержанием документа: за год список пополнился девятью новыми объектами и разросся до 38 позиций. Хотелось бы, чтобы и формальная сторона работы с перечнями (указание дат и реквизитов изменяющих документв) тоже хоть немного дотягивала бы до содержательной.

ГО Люберцы. В 2023 году данный муниципалитет набрал максимальное количество баллов в нашем рейтинге по всем пунктам и занял почетное первое место. Но в текущем году, судя по всему, остаться на пьедестале у округа не выйдет.

Дело в том, что динамика выглядит крайне удручающей: количество доступных для бизнеса объектов за минувший год снизилось на 25 штук, до 157 позиций. Да, это по-прежнему больше, чем в любом другом муниципалитете, но власти-то должны увеличивать количество доступных бизнесу объектов, а не заниматься его сокращением!

ГО Можайский. Еще один пример «альтернативного» подхода к решению вопроса о перечнях. Дело в том, что на сайте Можайского городского округа можно найти целых два перечня недвижимого имущества, предназначенного для передачи бизнесу. Казалось бы, ситуация не нова, ведь нечто похожее мы уже видели у некоторых других муниципалитетов. Но в данном случае администрация с завидной регулярностью обновляет… оба списка.

Итак, в подразделе «Перечень имущества для МСП» раздела «Имущество для бизнеса» расположен список имущества, утвержденный еще в 2021 году (постановление №2455-П от 2 августа), но обновленный в сентября прошлого года. Всего в нем восемь объектов. Правда, в том же разделе находится еще и Excel-файл без даты: в нем уже 18 объектов.

Но если покопаться в ворохе документов в основном разделе («Имущество для бизнеса»), то можно найти другой перечень — утвержденный отдельным постановлением №5421-П от 29 декабря 2022 года. На тот момент в нем было 109 объектов недвижимости. Но стоит сказать, что данный список только в текущем году обновлялся дважды, поэтому на сегодняшний день в нем уже 117 позиций, что положительно характеризует работу в этом направлении.

Сразу оговоримся: данный перечень включает в себя все объекты из предыдущего. Однако наличие на сайте сразу двух списков с кучей изменяющих документов может стать серьезной проблемой в поиске имущества для бизнеса.

ГО Молодежный (ЗАТО). Еще одна печальная история. На сайте округа есть есть перечень, утвержденный в 2019 году, в котором числится всего одно здание. С тех пор список не обновлялся. Фактически работа по имущественной поддержке в муниципалитете не ведется, но и сам муниципалитет не слишком-то большой.

К слову, на самом сайте есть подраздел «Имущественная поддержка малого бизнеса», вот только перечня там нет. Искать его нужно в разделе «Документы». На фоне всего вышесказанного особенно иронично выглядит наличие абсолютно пустых подразделов «Наполнение и актуализация перечней имущества» и «Предоставление имущества».

ГО Мытищи. В свежем перечне, датированном 31 октября текущего года, перечислено 42 объекта недвижимости, которые округ готов предоставить в пользование малому бизнесу. По сравнению с прошлым годом общее количество имущества увеличилось на три позиции. Видно, что работа ведется: список не просто формально обновляется, но и пополняется фактически. К слову, в документе обозначен статус объекта — занят или свободен — но, увы, отсутствует такая информация, как сроки аренды, например.

Наро-Фоминский городской округ. Власти муниципалитета утвердили перечень в марте 2023 года, после чего дважды его обновили. Последнее обновление было в ноябре все того же прошлого года. На тот момент в списке было всего девять позиций. В 2024 году перечень не обновлялся вообще. В общем начали за здравие, но надолго не хватило. На сегодняшний день работа попросту застыла.

Одинцовский ГО. Администрация городского округа обновила список имущества для бизнеса в апреле 2024 года. Однако на практике в самом перечне ничего не изменилось: как было 43 объекта в прошлом году, так они все и перекочевали в год текущий. Так что обновление было, скорее, формальным, хотя в таком большом и  развитом городском округе точно можно было подрасширить список доступных объектов. Ставим двойку.

ОреховЗуево.PNGОрехово-Зуевский ГО. Пожалуй, первый муниципалитет, в котором налицо максимально дружественный подход к предпринимателям, заинтересованным в имущественной поддержке, хотя и не без минусов.

Во-первых, перечень имущества регулярно обновляется. В настоящее время он насчитывает 28 объектов, что на пять больше, чем в прошлом году. Последнее обновление было в сентября текущего года, но, увы, об этом можно узнать только из отдельного изменяющего файла в общем разделе с документами. 

Во-вторых, список составлен по расширенной форме Минэкономразвития, то есть потенциальный интересант получит максимум сведений о недвижимости: от кадастрового номера до окончания сроков аренды.

В-третьих, перечень размещен в профильном подразделе, в котором нет ничего лишнего — ни изменяющих документов, ни любой другой нормативки (а этим очень грешит большая часть муниципалитетов). В качестве приятного бонуса — отдельный подраздел с паспортами недвижимости.

Павлово-Посадский городской округ. Подраздел «Имущественная поддержка» на сайте администрации хитро спрятан в раздел «Экономика». Внутри размещен прошлогодний перечень недвижимости, доступной для передачи малому бизнесу, из восьми объектов. С тех пор, как его утвердили, никаких изменений не происходило. Работа по имущественной поддержке малого бизнеса не ведется.

Городской округ Подольск. В принципе, ситуация с перечнем в Подольске ничем не отличается от таковой в Павло-Посадском округе. Перечень утвержден в прошлом году — и с тех пор больше не обновлялся. Единственное различие: количество объектов — в списке данного муниципалитета таковых насчитывается 18 позиций. 

При этом сам муниципалитет расположен довольно близко к Москве и является одним из самых развитых округов. На этом фоне отсутствие работы по имущественной поддержке малых предпринимателей кажется довольно странным.

Пушкинский городской округ. Власти муниципалитета регулярно обновляют перечень имущества, что, конечно, радует. Не радует другое. Во-первых, самый актуальный документ на сайте никак не обозначен, поэтому легко теряется среди файлов, в заголовках которых указан 2023 год. 

А во-вторых, список хоть и обновляется, но выбор при этом сокращается. За год количество доступных бизнесу объектов недвижимости сократилось с 56 до 16 позиций. Такое снижение представляется настоящей катастрофой и полным провалом в работе по этому направлению.

Раменский ГО. Администрация муниципалитета несколько схитрила: в профильном разделе «Имущественная поддержка для МСП» действительно есть искомый перечень, в котором числится 26 позиций. Нюанс в том, что в самом файле ровным счетом ничего не указывает на дату составления. 

Сравнение со списком, который сотрудники ЦРП МО, скачали с сайта городского округа в прошлом году, показало, что перед нами один и тот же документ. Таким образом, можно смело говорить, что локальные власти не обновляли перечень как минимум в течение года. 

ГО Реутов. Наукоград обновил перечень имущества для бизнеса в июле текущего года. Теперь список насчитывает пять объектов недвижимости, а не четыре, как было в прошлом году. Впрочем, размеры округа не позволяют сильно «разгуляться» в плане недвижимости, поэтому хорошо, что документ вообще обновляется.

ГО Рузский. Судя по документам, муниципалитет обновил перечень имущества для бизнеса в феврале текущего года. В сравнении с прошлым годом список увеличился на две позиции — теперь в нем 27 объектов. 

Правда, узнать об этом можно, только из раздела «Документы», ведь в профильном подразделе «Имущество для бизнеса» лежат перечни за 2020 и 2023 годы. Кроме того, администрация отказалась от расширенной формы, поэтому в файле представлены только стандартные сведения.

Сергиево-Посадский городской округ. В прошлом году муниципалитет предлагал бизнесу 19 объектов недвижимости, а в этом… не предлагает даже перечня! 

За прошедшее время сайт округа «переехал» на новый домен, но раздел «Предпринимателям» перевезти, по-видимому, забыли. При клике на него пользователя перебрасывает на старый сайт, у которого истек срок регистрации. 

Проще говоря, раздел со всем его содержимым более не существует. Таким образом, предприниматели муниципалитета в принципе оказались без информации об актуальных мерах поддержки, что уж говорить про перечни имущества. К слову, все остальные разделы на месте и полностью работоспособны. Это уже, конечно, не просто плохая работа чиновников, но прямое нарушение закона об МСП!

Серпухов.PNGГО Серпухов. Перечень муниципального имущества для бизнеса находится в не самом очевидном месте. На сайте имеется раздел «Имущественная поддержка» с несколькими подразделами. Так вот в рубрике «Перечень имущества для МСП» предприниматель найдет только список от 2019 года. Более «свежий» опубликован в рубрике «Реестр государственного имущества» (см. справа).

Но есть нюанс. «Свежий» список датирован октябрем прошлого года и содержит 34 объекта. В текущем году его дважды обновляли, в результате чего он сократился до 31 позиции. К тому же предпринимателям вновь предлагают собирать пазл из кучи разрозненных документов. 

Более того, власти данного муниципалитета даже эту задачу усложнили максимально, потому что нужную информацию можно найти только через поиск внутри сайта (за неимением раздела «Документа»), который выдает только битую ссылку на документ! Вот и приходится дополнительно разыскивать нужные постановления по всей мировой сети.

ГО Серебряные Пруды. Последнее обновление перечня было в феврале текущего года. В нем числится 47 объектов. На первый взгляд неплохо, если бы не одно существенное «но»… в прошлом году бизнес мог выбирать из 68 объектов! Довольно серьезно снижение с учетом и так не самого большого выбора. Вывод: список формально актуализируется, но сколь бы то ни было серьезная работа не ведется.

ГО Солнечногорск. Администрация муниципалитета может по праву гордиться консервативностью и «креативностью» (кавычки не случайны). На сайте округа есть раздел «Имущество для бизнеса», в котором попросту перечислены НПА. Но в отличие от других округов, они даже не кликабельны. Предпринимателю опять предлагается поискать нужную информацию где-то на сторонних сайтах.

Правда, целесообразность такого поиска довольно сомнительна, ведь из всех НПА самый актуальный датирован 2019 годом. Он вносит изменения в список, утвержденный годом ранее, так что вряд ли информация до сих пор актуальна. 

Итого: перечня имущества на сайте нет, связанных документов тоже. Собственно, с прошлого года ситуация никоим образом не изменилась.

Городской округ Ступино. Власти округа обновили перечень 18 ноября текущего года. Сейчас в нем числится шесть объектов, хотя в прошлом году документ насчитывал 10 позиций. Удручающий результат для довольно развитого муниципалитета.

Интересный момент: перечень представлен сразу в двух форматах. Так, в разделе «Имущество для бизнеса» размещен Excel-файл по стандартной форме. Зато в «Документах» можно найти постановление местной администрации об утверждении списка имущества для бизнеса, в приложении к которому перечень представлен в расширенной форме!

Талдомский ГО. Работа в части имущественной поддержки бизнеса в данном округе может послужить примером для многих других муниципалитетов Московской области. В разделе «Имущество для бизнеса» размещены: скан постановления с утвержденным перечнем и отдельный Excel-файл с тем же самым списком. Ничего лишнего.

Администрация обновила перечень в апреле текущего года и внесла в него три новых новых объекта, за счет чего общее количество имущества, доступного для малого бизнеса, увеличилось до 24 позиций. 

Единственное, за что можно пожурить местные власти, — форма документа. Увы, она стандартная, от Минимущества МО, но даже это несколько компенсируется наличием сведений об арендаторе, если таковой имеется. Жаль, не указаны сроки аренды.

Городской округ Фрязино. Еще один неплохой пример работы муниципалитета с перечнями имущества для малого бизнеса. В профильном разделе размещен совсем свежий список — обновлен 16 октября текущего года.  За прошедшее время количество объектов выросло в 1,5 раза — до 18 позиций. 

К сожалению, власти используют стандартную форму Минимущества, поэтому в перечне нет информации о том, свободен объект или уже сдан в аренду. Кроме того, сам список представляет собой скан НПА, а не файл в формате Word или Excel. 

Химки.PNGГородской округ Химки. При первом соприкосновении с сайтом администрации, может показаться, что идея найти имущество в Химках обречена на провал. Ведь в разделе «Имущественная поддержка» имеется ссылка только на перечни объектов для бизнеса в собственности всех муниципальных образований Подмосковья (см. слева) — да и то битая. 

Поэтому приходится идти до боли знакомым и не раз проторенным на других сайтах путем. А именно — искать перечень в общем разделе «Документы». Действительно, там находим распоряжение местного комитета имущественных отношений от 12 февраля текущего года.

В общей сложности в перечне пять объектов. В сравнении с прошлым годом список незначительно увеличился — в него внесли еще две позиции. Надо сказать, что результат довольно слабый, тем более для округа, который напрямую граничит с Москвой.

ГО Черноголовка. Один из немногих положительных примеров в нашем исследовании. Начнем с малого. Во-первых, нужный файл лежит в профильном разделе. 

Во-вторых, список представлен полностью (то есть его не нужно собирать самостоятельно из разных НПА), в формате Excel-файла да еще и по расширенной форме Минэкономразвития!

Во-третьих, его содержимое обновлялось по итогам третьего квартала, то есть сравнительно недавно. Перечень пополнился новым объектом, а их общее количество выросло до шести позиций. Негусто, конечно, но и горокруг небольшой.

ГО Чехов. К сожалению, власти округа не посчитали нужным обновить перечень имущества для малого бизнеса в текущем году. На сайте по-прежнему размещен старый список от 20 октября 2023 года, в котором числится 15 объектов.

Опять же, чтобы найти хотя бы его, нужно залезть в раздел «Документы», а не в рубрику «Имущественная поддержка МСП», потому что в ней находится еще более старый документ. Исходя из этого, можно заключить, что в Чехове работа в данном направлении не ведется вообще.

ГО Шатура. Администрация муниципалитета обновила перечень имущества для бизнеса в конце февраля текущего года. Более того, не просто обновила, а существенно увеличила количество объектов — с 19 до 55 позиций! Пусть это и не самый высокий количественный показатель, но в плане динамики уж точно рекордный, а потому имеет все шансы стать призером нашего рейтинга.

К сожалению, без ложки дегтя не обошлось. А все потому, что обновленный перечень находится в пресловутой базе документов, в то время как в профильном разделе лежит старый список. В общем, если не знать, где искать, то можно и вовсе не найти.

ГО Шаховская. В прошлом году муниципалитет занимал одно из первых мест в нашем рейтинге, чему способствовала работа по обновлению перечня имущества для малого бизнеса. Но власти, видимо, решили, что данная акция единоразовая и более никоим образом не касались данного вопроса. 

На сайте округа в профильном разделе по-прежнему лежит прошлогодний перечень все с теми же 12 объектами. Иронично, что все том же 2023 году администрация приняла постановление «Об утверждении порядка формирования, ведения (в том числе ежегодного), обязательного опубликования перечня имущества» для передачи предпринимателям. Вот вам и «ежегодное» ведение.

ГО Щелково. Власти округа обновили перечень имущества для бизнеса в сентябре текущего года — это уже третье обновление с начала года. В сравнении с прошлым годом список пополнился одним объектом, на сегодняшний день в нем 13 позиций.

Стоит отметить, что Щелково один из немногих муниципалитетов, где сам перечень и сопутствующая информация размещаются там, где и должны — в разделе «Имущественная поддержка МСП». Еще бы использовалась расширенная форма и файл в удобном формате вместо скана НПА — и цены бы такому списку не было.

ГО Электросталь. Перечень имущества опубликован в профильном разделе и обновлен в июне текущего года. Увы, список сократился на одну позицию: на сегодняшний день бизнес может претендовать лишь на шесть объектов недвижимости — и то, если они свободны. Документ составлен по стандартной форме, поэтому получить какую бы то ни было информацию о текущем статусе из него невозможно. 

Итоги 

Статистически ситуация с имуществом для бизнеса за минувший год несколько улучшилась. Учитывая, что среднее количество объектов недвижимости осталось практически на прежнем уровне — порядка 6 тыс. на округ, количество имущества, предлагаемого бизнесу, даже увеличилось — с 24 до 26 объектов на муниципалитет.

И все же в глобальном плане картина остается прежней. Да, какие-то округа из «двоечников» вырвались вперед, но это нивелируется тем, что другие муниципалитеты, ранее бывшие лидерами, потеряли свои позиции.

На сегодняшний день можно выделить три основных группы. В первую входят образования, которые действительно показали выдающиеся результаты не просто по актуализации перечней, но и по их фактическому наполнению: Истра, Лобня, Лыткарино, Можайский, Орехово-Зуевский, Фрязино, Шатура. Такой результат — 12% из всего количества горокругов.

Вторую группу составляют муниципалитеты, которые словно бы погрязли в трясине — перечни обновляют или формально, или совсем уж незначительно дополняют одним-двумя объектами. Таковых в Подмосковье почти 30%: Домодедово, Егорьевск, Зарайск, Красногорск, Лотошино, Луховицкий, Мытищи, Наро-Фоминский, Реутов, Рузский, Талдомский, Химки, Черноголовка, Щелково.

Третья группа оказалась самой многочисленной — в нее вошло 58% муниципалитетов. В нее мы включили округа, в которых работа фактически не ведется: перечни имущества в них в лучшем случае не обновляются, а в худшем — еще и сокращаются. К таковым относятся: Лосино-Петровский, Люберцы, Одинцовский, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Серпухов, Серебряные Пруды, Солнечногорск, Ступино и прочие.

Изображение от freepikЗа минувший год также никуда не делись проблемы качественного характера. Можно подумать, что на первое место выйдет недостаточная актуализация перечней, но нет, она занимает всего третью позицию.

Итак, самая частая проблема муниципалитетов — это перечни, составленные по стандартной форме Минимущества. Такие представлены в 38 городских округах. Казалось бы, форма Минэкономразвития предлагает гораздо больше информации потенциальному интересанту, но… ей упорно пренебрегают. 

ЦРП МО в прошлом году направлял запрос в Минимущества Подмосковья, в котором затрагивал вопрос расширения формы перечней. Однако ведомство сообщило, что считает достаточной для арендаторов ту информацию, которая содержится в стандартных формах.

Следующая проблема связана с неудобством размещенных перечней для работы. В 31 округе списки представлены в виде сканов НПА, которые не предполагают даже самых элементарных действие (копировать-вставить, например) без специализированного ПО. 

А вот отсутствие актуализации перечней наблюдается только в 23 округах. И хотя проблема не самая распространенная, ее можно смело назвать самой значимой. Закон о развитии малого и среднего предпринимательства обязывает администрацию муниципалитетов вести системную работу по наполнению перечней имущества, доступного бизнесу в льготную аренду. Но как предпринимателю узнать, какая недвижимость ему доступна, если пресловутый перечень уже устарел как минимум на год, а то и вообще отсутствует? 

И будем честны до конца: в ходе этого исследования у нас сложилось ощущение, что в ряде округов данная работа ведется только после настойчивых напоминаний с указанием на нарушение закона. Когда в прошлом году ЦРП МО вел массовую переписку со всеми муниципалитетами на предмет обновления перечней, подвижки были — на сайтах действительно появлялись обновленные перечни. Но уже в текущем году часть округов, «из-под палки» актуализировавшая списки, попросту забыла о них. 

Отдельно стоит сказать, что 13 округов обновляют перечни, но почему-то размещают их среди общей массы документов, а не в специально предназначенном для этого разделе («Имущественная поддержка МСП» или аналогичном). Как мы уже говорили выше, если предприниматель не знает, где искать, то не найдет заветный файл ни в жизнь. Особенно это касается тех, кто только собирается открыть свое дело.

И последняя — наименее распространенная, но чреватая небольшим неудобством — проблема. Список-пазл представлен в 10 муниципалитетах. Фактически перечень имеется — утвержденный когда-то очень давно, а к нему прилагается куча нормативных документов, которые меняют его содержание. Таким образом, чтобы узнать, какое же имущество доступно в настоящий момент, предпринимателю необходимо вручную сводить всю информацию воедино.

Подробная информация о количестве объектов недвижимости для бизнеса в различных муниципалитетах и соответствующих перечнях представлена на странице «Текущие результаты проекта «Перечни имущества для малого бизнеса».

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет