
Окупаемость: от 1 мес.
Сложность: 7/10
Конкуренция: 2/10
Обычным людям сложно или неудобно заказывать товары на зарубежных сайтах. Нужно знать, на какой адрес заказать доставку в чужой стране и как оттуда привезти товар к себе. Этим профессионально занимаются байеры — от англ. to buy — «покупать».
Работает это так: клиент находит на зарубежном сайте, например, сумку и отправляет на нее ссылку байеру. Тот заказывает сумку на свое имя, организует логистику из любой точки мира до адреса в России, получает товар и отправляет его покупателю. За эту работу байеры обычно берут комиссию в 10—20% от стоимости вещи.
Стоимость заказанных через байеров товаров оказывается ниже по двум причинам. Первая — минимальное число посредников. В итоговую стоимость входят только цена производителя, доставка транспортной компанией и комиссия байера. При этом байеру не нужно держать большой ассортимент, как магазину: он заказывает только то, о чем просят. В итоге конечная цена оказывается в среднем в два раза ниже стоимости той же вещи в российском магазине. В случае, если товар вообще в России продается.
Вторая причина — в разнице культур. В России фирменная американская или европейская вещь известного бренда обычно по умолчанию считается хорошей. Поэтому магазины могут накручивать цены «за бренд». Например, Calvin Klein в США считается массмаркетом, то есть доступным всем. В России этот бренд причисляют к категории выше среднего.
Как заказать вещи
Чаще всего байеры покупают на американских или европейских сайтах, даже если у брендов есть представительство в России и русскоязычный сайт.Принцип такой же, как на отечественных: зарегистрировался, выбрал вещи, оплатил. Раньше с оплатой не было никаких проблем — использовали карты Visa и Mastercard российских банков. Не нужен был отдельный валютный счет — деньги автоматически конвертировались в нужную валюту по курсу банка, картой которого оплачивали покупку.
Теперь Visa и Mastercard российских банков не работают за пределами России и оплачивать заказы стало сложнее. Байеры нашли три способа.
Первый — еще один посредник. Нужно найти посредника за рубежом, который купит товар за вас. Есть два способа оплаты — использовать системы денежных переводов: Юнистрим, Золотая Корона, Contact, QIWI-кошелек и другие.
Можно отправить посреднику деньги по системе SWIFT. Сложность в том, что в некоторых банках SWIFT-переводы заблокированы, а в других они могут идти очень долго из-за введенных ограничений: зарубежные банки вручную проверяют каждый такой перевод из России.
Такие посредники берут комиссию в среднем 5% стоимости товара. Комиссия за SWIFT-переводы — до 1—3% в разных банках. Дополнительные издержки заставляют байеров увеличивать цену для клиентов.
Роль этих посредников могут играть некоторые транспортные компании. Они помогают байерам выкупать вещи, сотрудничая с посредниками в других странах. Подробнее об этом мы расскажем в разделе о том, как облегчить себе работу.
Второй — криптовалюта. Часть магазинов — например, Amazon, Carters, Macy’s, Old Navy, Gap, Calvin Klein — добавила возможность покупать их подарочные карты за криптодоллары. Криптодолларами называют криптовалюту, курс которой привязывают к курсу доллара США. Из-за этого один криптодоллар чаще всего равен одному обычному доллару.
К криптодолларам относят несколько валют: Tether — USDT, USD Coin — USDC, TrueUSD — TUSD и другие токены. Можно выбрать любой из них, но самым популярным признают именно Tether — обычно байеры работают через него. Для такой торговли нужно завести криптовалютный кошелек.
Сначала байер покупает криптодоллары за рубли. На них он приобретает подарочные карты зарубежного магазина, «дарит» карты самому себе и на них покупает вещи. Но есть дополнительные издержки: комиссия при обмене рублей на криптодоллары — от 0,1 до 2% в разных обменниках.
Третий — использовать карту зарубежного банка. Некоторые туроператоры устраивают поездки в другие страны за картами местных банков. Обычно туроператоры заранее подготавливают документы для банка, а также дают сопровождающего, который помогает на всех этапах оформления карты. Можно полететь оформлять карту самому, без тура.
Есть туры в Армению, Узбекистан, Беларусь, Сербию и реже — в Киргизию, Казахстан и Таджикистан. В этих странах получить карты местных банков проще и быстрее всего — на это нужно 1—2 дня. С картой Visa или Mastercard зарубежного банка можно заказывать вещи на сайтах напрямую, как раньше.
При открытии счета в банке за рубежом российские граждане обязаны уведомить об этом налоговую инспекцию. Можно прийти лично в налоговую, отправить заказное письмо или отправить уведомление в личном кабинете налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее одного месяца со дня открытия счета.
Как доставить вещи в Россию
Байер заказывает вещи и выбирает адресом доставки склад транспортной компании в стране магазина. Широкая сеть зарубежных складов есть, например, у CDEK, Бандерольки, Polar Express, Pochtoy, Shipito, ShopoTam и других. Все они продолжают работать в России.Перед заказом надо зарегистрироваться на сайте перевозчика — он даст байеру адрес зарубежного склада, на который и нужно заказывать товары. На этом складе формируют заказы из магазинов в посылки для отправки.
Обычно стоимость доставки рассчитывают по весу посылки. Если нужно, попросите транспортную компанию убрать коробки и другую упаковку, чтобы посылка была легче — так вы заплатите меньше.
Самое сложное — заполнить таможенную декларацию. Это зачастую приходится делать байеру. Некоторые перевозчики могут заполнить ее сами, но за дополнительную плату. Декларация — громоздкий документ с полным описанием товара. Если допустить ошибку, посылка может застрять на российской таможне, пока документ не исправят. В худшем случае груз вернут назад в страну отправки.
Обычно байеры объединяют несколько заказов в одну посылку — так перевозка дешевле. Байеры стараются поместить в одну посылку разные товары из разных магазинов, чтобы каждая большая коробка все еще выглядела как личная покупка клиента.
Если российские таможенники увидят посылку с 20 упаковками витаминов или пятью портфелями, они посчитают, что это коммерческое отправление — придется платить пошлину за растаможку.
Пошлина — дополнительные расходы, которые в конечном счете лягут на клиента. На практике большинство байеров стараются избегать таких расходов и делают посылки непохожими на коммерческие отправления. Если у таможенников возникнут подозрения, что посылка коммерческая и за нее не уплачена пошлина, — товар не пропустят. Придется созваниваться с таможней и доказывать, что вы не собираетесь продавать вещи. Это долго и не всегда заканчивается успешно.
Доставка из стран, где магазины не закрыли
Есть еще один способ доставки товаров — из офлайн-магазинов за рубежом. Для этого нужен посредник, который будет ходить по торговым точкам в другой стране — обычно в близкой и с хорошими транспортными связями с Россией: Казахстан, Турция, Армения и другие. Это актуально для клиентов, привыкших закупаться в магазинах, которые ушли из России.Для удобства перед заказом клиент выбирает нужную вещь на сайте магазина в Казахстане, убеждается в наличии нужного размера. Еще посредники снимают большие видеообзоры всего магазина, чтобы клиенты в России смогли лучше ориентироваться.
Как работать официально
Обычно байеры не могут работать как самозанятые из-за двух ограничений. Первое — самозанятым нельзя заниматься перепродажей и посредничеством. Но чтобы налоговики смогли проверить самозанятого, им придется получить разрешение у руководства Федеральной налоговой службы. Поэтому вероятность проверки исчезающе мала.Второе ограничение — годовой доход максимум 2 400 000 ₽. Это все деньги, которые байер получает от клиентов за год. Тогда при работе с людьми без статуса ИП налог будет 4% с дохода, а с компаниями и ИП — 6%.
Проблема в том, что лимит самозанятого очень быстро исчерпывается. Средний месячный доход должен быть до 200 000 ₽. При комиссии байера в 10% это 20 000 ₽ прибыли в месяц. Обычно обороты оказываются намного больше.
Для байеров лучший вариант — ИП на упрощенной системе налогообложения, УСН. Объектом налогообложения могут быть либо доходы, либо доходы за вычетом расходов.
УСН «Доходы минус расходы». Налог — 5—15% в зависимости от региона регистрации. Самое сложное здесь — доказать расходы. Налоговая хочет быть уверена, что вы покупаете вещи за рубежом для клиентов, а не себе. А если покупаете себе — не записываете эти траты в уменьшение прибыли бизнеса.
Для этого нужен договор с клиентом. Его можно составить в свободной форме. По этому договору байер будет перепродавать товары клиенту. Можно не указывать конкретную вещь, но стороны, предмет и сумма договора должны быть обязательно.
УСН «Доходы». Если покупать товары за рубежом и продавать их клиентам, придется платить 6% с дохода. Тогда налог будет сопоставим с прибылью байера. Придется удваивать комиссию для клиентов.
Есть выход — байер может работать по агентскому публичному договору-оферте. Клиент станет заказчиком, или, юридическим языком, принципалом, а байер — его агентом. Агент — это посредник, который выполняет работу или оказывает услугу по заданию заказчика.
В таком формате работы заказчик будет передавать байеру деньги на покупку товара и его доставку — однако это не доход агента. Доходом будет считаться лишь вознаграждение, которое заказчик выплатит байеру за работу. С этой суммы и придется заплатить 6% налога. Скорее всего, это будет самым выгодным способом налогообложения для байера.
Чтобы не заключать агентский договор отдельно с каждым клиентом, можно сделать его публичной офертой. То есть это будет предложением заключить договор без конкретного адресата — согласиться смогут все клиенты, которым подойдут такие условия. К примеру, меню в ресторане — тоже публичная оферта.
В оферте нужно прописать основные условия договора: что делает байер, за сколько, в какие сроки, от чьего имени выступает, своего или заказчика, порядок расчетов. Внося предоплату, заказчик акцептует оферту — это приравнивается к подписи в бумажном договоре, хотя отдельного документа с таким названием нет. Дополнительно сторонам ничего подписывать не нужно.
Подтвердить доходы и расходы будет проще, если у байера будет шоурум. Это нечто среднее между магазином и офисом. В нем обычно держат самые ходовые товары и те, что не подошли клиентам. Там может находиться пара десятков позиций — не обязательно делать полноценный магазин.
По закону для любых продаж физлицам без статуса ИП бизнесу нужна онлайн-касса. Это устройство с фискальным накопителем, который хранит информацию о чеках и отправляет ее в налоговую по интернету.
Обычно байеры работают по полной предоплате. Клиент может оформить заказ лично в шоуруме через терминал либо онлайн. Для продаж в шоуруме нужен торговый эквайринг — тогда вы сможете принимать оплату картой через терминал.
Можно оплатить заказ онлайн. Для этого подойдут интернет-эквайринг и оплата по QR-коду. Интернет-эквайринг подразумевает дистанционную оплату банковской картой — нужно вводить реквизиты карты. Принимать платежи можно на сайте или без него — по ссылке в соцсетях, мессенджерах и СМС.
Оплату по QR-коду обеспечивает Система быстрых платежей — СБП. Покупателю нужно будет считать код в своем банковском приложении. Код также можно генерировать на сайте либо отправлять ссылку на него в мессенджерах или СМС.
ИП не стоит принимать оплату клиентов по номеру телефона на свою личную банковскую карту. Такие переводы могут насторожить банк и налоговую.
Сколько можно заработать
За один заказ в среднем байер зарабатывает 1000—1500 ₽ — 10% от типичного заказа. Байеры, которые освоились и начинают расширять клиентскую базу, получают от 50 000 ₽ в месяц при работе в спокойном режиме.Если работать с энтузиазмом, искать уникальные предложения и быстро оформлять заказы, клиентов будет больше. Без помощников можно зарабатывать до 150 000 ₽.
После этого рубежа заказов становится слишком много, чтобы успевать отслеживать и оформлять их самому. Байеру нужны сотрудники, которые будут делать простую, но кропотливую работу — принимать заказы и оформлять декларации. Крупные байеры зарабатывают сотни тысяч каждый месяц. Но заработок нестабильный.