
Окупаемость: от 3 мес.
Сложность: 7/10
Конкуренция: 3/10
Чтобы узнать город с иной, непарадной стороны и увидеть уникальные объекты, туристы ищут необычные, эксклюзивные места для посещения и исследования. Заброшенные здания, трущобы, различные подземные коммуникации и крыши идеально воссоздают такую таинственную атмосферу.
Но зачастую проход в такие места сложен, затруднен или даже запрещен администрацией города и без опытного проводника в них не попасть. Подобный сталкеризм пользуется популярностью на Западе, а в странах СНГ держится, в основном, на немногочисленных энтузиастах. Это туристическое направление у нас мало освоено, поэтому вы можете легко преуспеть в нем. Особенно учитывая возросшую долю внутреннего туризма в России.
Затраты и прибыль
Экскурсии по заброшенным местам — бизнес с небольшими вложениями. Для запуска понадобится 23 тысячи рублей по максимальным расчетам, хотя цифра условна и зависит от возможностей и желаний предпринимателя.В первые месяцы прибыль будет невысокой: от 10 000 рублей в зависимости от количества участников, которое вы сможете собрать. В дальнейшем она будет расти — до 30 тысяч и более.
Затраты на старте
Статья расходов | Сумма, рублей |
Оформление бизнеса | 1 000 |
Реклама и маркетинг | 5 000 |
Оборудование | 17 000 |
Итого | 23 000 |
Регистрация бизнеса
В первые месяцы жизни проекта подходите к нему, как к подработке: тем более, множества клиентов у вас сразу не будет. Поэтому зарегистрировать бизнес стоит тогда, когда ваше экскурсионное бюро обретет большую популярность. ИП будет достаточно для ведения своего дела, список документов мы представлен ниже:- Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001)
- Копия российского паспорта
- Квитанция об уплате госпошлины
Выбор помещения
Помещение для экскурсионного бизнеса вообще не нужно: все дела можно вести онлайн, а инструктаж проводить уже на месте. Гораздо важнее — построение маршрута и грамотная организация поездок и прогулок. Например, нужно озаботиться доставкой людей до исходной точки, подумать, какое потребуется оснащение и другие мелочи.Офис вашему бизнесу может понадобиться только для респектабельности, когда проект вырастет в сеть. Но это совершенно не обязательный пункт — всеми процессами можно управлять из собственного дома.
Оборудование
Список оборудования зависит от продуманного маршрута и его деталей, самой специфики того или иного места. Но есть некие универсальные вещи, а на дополнительные оставить небольшой бюджет. Кроме того, в зависимости от локации, можно просить экскурсантов одеться соответствующе и взять какие-то нехитрые вещи.Оборудование | Стоимость, рублей |
Фонарики (8 шт.) | 4 000 |
Батарейки (16 шт.) | 2 000 |
Принтер (для распечатки карт маршрутов) | 4 000 |
Бумага для печати | 1 000 |
Канцелярские принадлежности | 1 000 |
Прочее снаряжение | 10 000 |
Итого | 22 000 |
Предполагается, что компьютер и смартфон для связи у вас уже есть. А вот принтер уже придется докупить.
Как выбрать маршрут
Вы должны сами увлекаться заброшенными местами и трущобами, ориентироваться на местности и досконально, в деталях изучить выбранный маршрут или здание. Чтобы придумать название маршруту, нарисовать его, продумать все нюансы, нужен творческий задор и увлечение своим делом. Здорово, если у выбранного места или нескольких мест есть какая-то городская легенда, оно окружено таинственным ореолом. Впрочем, придумать самому или додумать несуществующие детали истории для яркости впечатлений тоже не зазорно.Сначала выберите что-то легкое для прохождения, например, заброшенную больницу, старый особняк или иное место. Можно устроить для экскурсантов в здании квест по поиску чего-либо. Позаботьтесь о безопасности места: оно не должно обваливаться, а также опасайтесь «местных жителей». Со временем повышайте сложность экскурсий, например, продумывая ходы на крыши популярных в городе зданий или маршруты по подземным коммуникациям.
Персонал
Бизнес предполагает высокую долю личной ответственности. Пусть это и не самый экстремальный вид занятия, но все-таки вы находитесь вместе с людьми и руководите ими — именно вас они будут слушать. Ограничьте поездки до 18 лет, либо только в присутствии родителей — пусть это будет прописано в договоре, если ваш проект уже серьезно созреет для подписания договора о предоставлении услуг.В связи с этим сразу нанимать персонал немного поспешно и не нужно: ведь вам придется обучить людей, а на начальном этапе в ведении бизнеса и так много задач и проблем. Хорошо, если у вас уже есть партнер по этому бизнесу — ваш друг или родственник. Он будет помогать вам в организации маршрутов.
А вот кто точно вам понадобится — так это водитель с автомобилем для поездок в дальние районы города или область. В зависимости от количества экскурсантов, вы можете собирать группы с разным числом участников — однако, не гонитесь за деньгами. Чем меньше людей, тем проще и безопаснее, а вот большие группы стоит собирать уже с ростом проекта. Вы можете как нанять водителя уже с микроавтобусом, так и попросить знакомого вести вас на арендованной машине.
Как рекламировать бизнес
На что точно нужно обратить внимание, так это соцсети и реклама в интернете. Обязательно создайте аккаунты вашего проекта в социальных сетях, чтобы продвигать свои услуги, рассказать о них в городе — экскурсии могут заинтересовать не только туристов и гостей, но и горожан.Поначалу используйте бесплатные или очень бюджетные методы продвижения: рекламу в пабликах города, на тематических ресурса. Попробуйте работать с туристическими агентствами. Затем заложите небольшой бюджет на продвижение и наймите специалиста по SMM-кампаниям, чтобы более агрессивно продвигать ваши услуги. Завершающим штрихом станет сайт и его продвижение в поиске и контекстная реклама.