В числе прочих мер поддержки малого бизнеса в Московской области есть такая субсидия – компенсация затрат на продвижение продукции на маркетплейсах. Затраты компенсируются предпринимателям, занятым в сельском хозяйстве или обрабатывающей промышленности.
Предоставление этой субсидии началось в 2021 году, и с тех пор каждый год на нее исправно выделяется несколько десятков миллионов рублей.
По сути, субсидия на услуги маркетплейсов – компенсация затрат предпринимателей на стимулирование сбыта. Очевидно, что запуск такой субсидии в 2021 году носил осмысленный характер: в период пандемии у большинства субъектов МСП в качестве каналов сбыта только и оставались что маркетплейсы. Однако пандемия давно закончилась. У предпринимателей открылись все остальные возможности для маркетингового продвижения: участие в выставках, ярмарках, сбыт через торговые точки, через собственные интернет-сайты и т.п. Почему маркетплейсы так и остались в каком-то непонятном приоритете?
Можно, конечно, возразить, что целый набор затрат на стимулирование сбыта теперь софинансируется государством через Центры «Мой бизнес». Там и затраты на создание сайтов, промопродукции, участия в выставках и т.п. Вот только размеры компенсируемых затрат несопоставимы. Так, например, одна из самых востребованных мер поддержки – компенсация затрат на участие в выставках и ярмарках – предполагает компенсацию от 150 до 300 тыс.руб. Для сравнения по маркетплейсам максимум – это 500 тыс.руб., т.е. разница почти в 2 раза. Уже не говорим о том, что компенсируются затраты далеко не для всех выставок и ярмарок. Весьма куцый их список в 2023 году насчитывал всего 19 мероприятий.
По остальным возможностям компенсации маркетинговых затрат (видеоролики, создание печатной продукции, наружная реклама и т.п.) софинансирование составляет и того меньше - от 50 до 200 тыс.руб. И этом при том, что в центрах «Мой бизнес» активным пользователям маркетплейсов тоже есть чем поживиться: можно софинансировать затраты по размещению на торговых площадках в размере от 50 до 100 тыс.руб.
Мы не призываем полностью отменить субсидию затрат на маркетплейсы, но абсурдность перекоса в поддержке стимулирования сбыта продукции МСП именно через маркетплейсы уже становится очевидной. В конечном счете, где оседают средства, выделенные на эту меру поддержки? В маркетплейсах. Разве маркетплейсы у нас самый убыточный бизнес, остро нуждающийся в дотировании государством?
Небезынтересно взглянуть и на динамику проведения конкурсов по затратам на маркетплейсы.
В 2022 году конкурс длился три месяца, с августа по октябрь, освоено было порядка 50 млн.руб.
В 2023 году на субсидии было выделено те же 50 млн.руб., но для их освоения конкурс пришлось гонять с июня по ноябрь включительно, т.е. уже 6 месяцев. И то, похоже, все освоить не удалось, поскольку уже с 1 февраля 2024 года этот конкурс был снова запущен с бюджетом 5 млн.руб., т.е. предположительно добираются средства, оставшиеся с 2023 года.
При этом действительно популярные конкурсы, например, по компенсации затрат на приобретение оборудования, длятся не больше месяца с полным освоением выделенных на них средств.
В 2024 году конкурс по субсидированию маркетплейсов фактически объявлен бессрочным, т.е. государство с каким-то маниакальным упорством будет продолжать впихивать предпринимателям эти компенсации. И здесь уместно вернуться к сути компенсации затрат, как меры финансовой поддержки малого бизнеса.
В конечном счете, какая разница предпринимателям, как именно государство их хочет материально поддержать? Можно через компенсацию затрат на маркетплейсы, можно через компенсацию затрат на создание сайта, на покупку оборудования, на аренду помещения – да на что угодно! Так почему бы не расширить перечень компенсируемых затрат на стимулирование сбыта, добавив к маркетплейсам, например, и участие в выставках?
Можно пойти вообще другим путем: оставить компенсирование затрат на стимулирование сбыта в центрах «Мой бизнес» и попробовать направить высвободившиеся деньги на какой-нибудь другой, более популярный конкурс. Например, можно компенсировать затраты малому бизнесу на технологическое присоединение к инженерным сетям. Схожий конкурс в области проводится, пользуется спросом, но ориентирован он явно не на малый бизнес. Можно, в конце концов, просто компенсировать затраты на коммуналку, благо у производственников – это одна из основных статей затрат, которая еще и постоянно растет. Получится в одном флаконе и поддержка предпринимателей, и дотирование наших естественных монополий, которые вечно плачутся об отсутствии денег на инвестиционные программы.
В общем, представляется, что ответственным лицам есть над чем подумать и вместо того, чтобы бесконечно гонять конкурс по ставшей уже давно неадекватной субсидии, запустить что-то действительно стоящее и востребованное.
Директор ЦРП МО Джафар Джафаров