Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) начала внедряться в нашей стране уже более 10 лет назад. Инициатива, как водится, исходила из федерального центра и на первом этапе распространялась на проекты нормативных актов федерального уровня. С 2015 года Минэкономразвития начало продвигать внедрение ОРВ в регионах, обязав и субъекты, и муниципалитеты проводить ОРВ. Минуло уже более 8 лет, однако и на уровне субъектов, и особенно на уровне муниципалитетов, ОРВ пока существует зачастую исключительно «для галочки».
Между тем, оценка регулирующего воздействия — действительно эффективный способ защиты прав предпринимателей, о приверженности которой чиновники нам рассказывают из каждого «утюга», параллельно бесконечно создавая все новые органы и организации, которые этих предпринимателей вроде как денно и нощно защищают.
Цель ОРВ — это учет мнения предпринимателей при подготовке нормативных актов, тем или иным образом затрагивающих их интересы. Процедура вкратце выглядит так: при подготовке проекта нормативного акта его разработчик обязан оценить влияние проекта на предпринимателей, обосновать его необходимость, в том числе оправданность возникающих новых издержек для бизнеса, и опубликовать проект для публичных консультаций (подробнее см. нашу публикацию).
Предпринимательское сообщество может принять участие в обсуждении, сформулировать свое мнение относительно необходимости принятия нормативного акта, целесообразности и оправданности вводимых им новых ограничений/издержек для бизнеса. Власти должны учесть позицию предпринимателей, как минимум вступив в какое-то содержательное обсуждение, в результате которого нормативный акт может быть отправлен на доработку, а то и вообще отозван.
Предваряя извечное российское «нас все равно никто слушать не будет, и от нас ничего не зависит», можно отметить, что по данным Минэкономразвития РФ в 2023 году процедуру ОРВ прошло 6 438 проектов нормативных актов субъектов РФ, из них 45 % были доработаны с учетом высказанных замечаний, а 12 % вообще получили отрицательные заключения. То есть более чем в половине случаев ОРВ так или иначе сработало в интересах бизнеса.
Итак, ОРВ — штука полезная, но, как обычно, есть проблемы с реализацией.
Как нетрудно догадаться, основная проблема — тотальное уклонение чиновников от полноценного внедрения ОРВ. Подозреваем, что за этим не всегда стоит какое-то сознательное нежелание прислушиваться к бизнесу. Просто ОРВ, если ей заниматься как полагается, процедура вязкая и трудоемкая. Нужно проанализировать проект нормативного акта на предмет того, как он вообще может повлиять на бизнес. Нужно обосновать, в том числе экономически (то есть с расчетами), какие дополнительно издержки могут возникнуть у бизнеса, сопоставить эти издержки с потенциальным эффектом. Нужно отвечать шибко умным предпринимателям, если таковые вдруг найдутся, которые полезут со своими какими-то расчетами и контрдоводами. В общем — «возня». Куда как проще просто принять нормативный акт, а если кто-то с чем-то не согласен — идите в суд.
Как же чиновники избегают всей этой возни? Да просто не проводят ОРВ.
По закону проекты нормативных актов должны размещаться либо на сайтах разработавших их ведомств, либо на отдельном специализированном сайте. У Московской области, как субъекта РФ, есть свой специализированный сайт - regulation.mosreg.ru. На нем худо-бедно, но периодически что-то появляется. Плюс в области функционирует Консультативный совет по ОРВ, куда входят представители бизнес-объединений и организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса, и членам которого (в том числе и мне, как директору ЦРП МО), направляются проекты нормативных актов, выходящих на ОРВ. То есть те, кто хочет участвовать в проведении оценки регулирующего воздействия, так или иначе могут в ней поучаствовать.
На уровне муниципалитетов МО ситуация гораздо более удручающая. Да, на сайтах большинства местных администраций есть разделы, посвященные ОРВ. Вот только последние проекты нормативных актов в них датированы как минимум парой-тройкой лет назад. Как будто с тех пор в муниципалитетах ничего нового, затрагивающего бизнес, не принималось.
В общем, удобно — нет ОРВ, нет и необходимости что-то кому-то обосновывать. Характерен в этом плане разговор с одним из муниципальных чиновников, который связался с нами после письма на местную администрацию с просьбой начать публиковать проекты, выходящие на ОРВ, в соответствии с установленной законом процедурой. Он сначала в принципе не очень понял, что мы от них хотим, а потом искренне удивился, что вообще нужно учитывать мнение каких-то предпринимателей при разработке и принятии нормативных актов, их касающихся.
Но не только чиновники во всем виноваты. Есть и обратная сторона медали — сами предприниматели зачастую не готовы занимать сколько-нибудь активную позицию в отстаивании своих интересов. Когда можно и нужно что-то решить: почитать проект нормативного акта, подумать, сформулировать какую-то позицию — заниматься этим некогда, своих дел полно, пусть чиновники все правильно сделают. Вот только у чиновников свои задачи, и они, принимая новый нормативный акт, решают именно их. Рассчитывать, что они будут очень долго думать, как он отзовется на предпринимателях, по меньшей мере наивно и винить их за это бессмысленно. Предприниматели сами должны защищать свои интересы и доказывать чиновникам, почему тот или иной проект акта нужно доработать или вообще не принимать. По-хорошему, этой задачей занимаются обычно предпринимательские объединения, консолидируя позицию бизнеса, но, к сожалению, в российских реалиях сколько-нибудь системную работу они в этом плане не ведут.
Тем не менее, проблемы реализации ни в коей мере не должны останавливать от внедрения эффективной практики ОРВ и на уровне Московской области, и на уровне ее муниципальных образований. ОРВ — действенный механизм защиты прав и интересов предпринимателей, просто его нужно заставить работать.
Центр развития предпринимательства уже занимается оценкой регулирующего воздействия проектов нормативных актов федеральных органов власти и органов власти Московской области. Мы стараемся мониторить наиболее значимые нормативные инициативы и размещать соответствующие проекты нормативных актов для обсуждения в специальном разделе на нашем сайте, посвященном ОРВ. По мере возможностей мы самостоятельно оцениваем проекты, вышедшие на ОРВ, на предмет наличия в них ограничений/издержек для предпринимателей. Но мы не специалисты во всех сферах предпринимательства и не можем компетентно отследить, что скрывается за теми или иными юридическими формулировками применительно к конкретной хозяйственной деятельности. Это могут понять только те, кто этой деятельностью изо дня в день занимается. Поэтому мы призываем предпринимательское сообщество Московской области активней участвовать в процедуре ОРВ и присылать нам свое мнение в виде комментариев в разделе, в виде сообщений на форуме, в виде писем на нашу электронную почту (info@mspmo.ru). Да в любом виде — главное, чтобы это мнение было. Как это облечь в корректные юридические формулировки, куда направить и проконтролировать, чтобы это не осталось без внимания, – уже наша задача.
Также мы будем взаимодействовать с муниципалитетами, чтобы они не забывали своевременно публиковать проекты нормативных актов, выходящих на ОРВ, на своих сайтах. Но отследить все 57 сайтов — задача непростая. Поэтому будем признательны за обратную связь от предпринимателей с указанием нарушений, допускаемых местными чиновниками по проведению ОРВ: отсутствие публикации проектов нормативных актов, затрагивающих интересы бизнеса, их несвоевременное или некорректное размещение и т.п. А самое главное — позицию в отношении проектов нормативных актов, которые, по Вашему мнению, ущемляет интересы предпринимателей того или иного муниципального образования.
Директор ЦРП МО Джафар Джафаров