grilled-meat-sold-by-old-chinese-vendor-generated-by-ai.jpgВопрос размещения нестационарных объектов (НТО) не один год остается животрепещущим: поступает много жалоб от предпринимателей на несправедливое размещение и распределение торговых мест под НТО. Причиной многие эксперты считают отсутствие на местном уровне хорошо проработанной нормативной базы, регулирующей все аспекты размещения НТО. 

В 2017 году Минпромторгом РФ был подготовлен проект закона о передаче полномочий по определению порядка размещения схем НТО на региональный уровень. Однако, законопроект так и не был внесен в Госдуму, и вопрос регулирования в этой области так и остался почти полностью отдан на откуп муниципалитетам.

Тем не менее размещение НТО — популярный запрос у предпринимательского сообщества, и в этой статье мы постараемся его осветить в контексте существующей нормативной базы.

Правовое регулирование

Федеральный уровень

Основополагающим является Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Положениями данного Федерального закона и подзаконных актов государство устанавливает следующие «правила игры» в области мелкорозничной торговли:

  • нестационарные торговые объекты на государственной и муниципальной земле, а также в зданиях и сооружениях, находящихся в публичной собственности, должны размещаться согласно специально разработанной и утвержденной на местном уровне схеме;
  • целью включения объектов НТО в схему размещения является: достижение нормативов обеспеченности населения торговыми объектами, обеспечение населения доступными продуктами, развитие торговой инфраструктуры и поддержка субъектов малого или среднего предпринимательства (СМП).

Региональный уровень

В Подмосковье принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих в том числе и вопросы нестационарной торговли.

Законом Московской области от 24.12.2010 № 174/2010-03 «О государственном регулировании торговой деятельности в Московской области» определены полномочия Правительства Московской области по принятию нормативов минимальной обеспеченности населения Московской области объектами НТО. Соответствующие нормативы в разрезе городских округов Московской области утверждены постановлением Правительства Московской области от 28.03.2017 № 221/10.

Распоряжениями Министерства потребительского рынка и оказания услуг Московской области от 01.11.2016 № 17РВ-42 и от 13.10.2020 N 20РВ-306 соответственно утверждены:

  • примерное положение о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта;
  • рекомендации по размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях Московской области.

Муниципальный уровень

Вся конкретика в вопросе размещения НТО — условия и порядок предоставления мест по размещение и т.п. — регулируется муниципальными органами власти. Схема размещения НТО также утверждается муниципальным нормативным правовым актом на 5 лет.

Анализ муниципальных нормативных актов, регулирующих порядок размещения НТО показал, что муниципалитеты следуют рекомендациям, изложенным в распоряжении Министерства потребительского рынка и оказания услуг Московской области, включая в муниципальные акты следующие положения:

  • предоставление сельхозтоваропроизводителям из числа МСП мест для размещения НТО без проведения аукционов на льготных условиях или на безвозмездной основе;
  • квотирование при составлении схемы социально-значимых специализаций: «хлеб и хлебобулочные изделия», «молоко и молочные продукты» — от 10 до 15 процентов, «овощи-фрукты», «мясная гастрономия» — от 15 до 20 процентов;
  • установление единых требований к площади НТО (павильоны — не более 50 кв. м, киоски — не более 30 кв. м.)

Муниципальное регулирование размещения НТО касается объектов, которые находятся на государственной и муниципальной земле. Размещение НТО на частных территориях — вопрос договоренности предпринимателя и собственника земли. Нередко местные власти, желая установить монополию на порядок размещения нестационарных торговых объектов в своем населенном пункте, применяют доступные методы административного воздействия на владельцев НТО, расположенных на частной земле, либо воздействуют опосредованно — через введение дополнительного правового регулирования.

Однако с такими попытками лезть не в свое дело предприниматели достаточно успешно борются в суде. Так, например, в 2019 году Арбитражный суд Московской области отказал администрации одного из муниципальных образований в удовлетворении иска о сносе объектов НТО, расположенных на частной земле.

Суд указал в решении, что в силу пункта 7  статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Порядок действий при размещении НТО

fresh-organic-vegetables-at-local-food-market.jpgКакие действия предпринять бизнесмену и на что обратить внимание при принятии решения заняться мелкорозничной торговлей?

1. Определить, в каких объектах будет осуществляться торговая деятельность. Соответствующая деятельность может осуществляться в немобильных объектах — павильонах, палатках, киосках, либо мобильных торговых объектах — фудтраках, автолавках, тележках. Для размещения мобильных объектов торговли действует несколько иной порядок.

В каждом муниципальном образовании действуют требования к внешнему виду объектов нестационарной торговли (НТО). Также в принимаемой в каждом муниципалитете схеме размещения НТО указывается адрес объекта, вид объекта, специализация объекта, срок действия схемы. Например, ул. Свободы, у дома 146, павильон, продовольственные товары, срок — 2021-2025 годы. 

2. Выяснить есть ли свободные места в действующей схеме. К сожалению, отсутствует интернет-ресурс, на котором были бы опубликованы схемы размещения НТО всех муниципалитетов Московской области. Более того, соответствующую информацию подчас тяжело найти на сайтах администраций муниципальных образований. 

Поэтому лучше всего либо вводить в поисковике запрос, например: «размещение НТО в Подольске», либо найти телефон приемной местной администрации и попросить, чтобы направили к должностному лицу, компетентному по данному вопросу. В местной администрации можно узнать о том, какие места под НТО свободны, а также когда планируется проведение соответствующих торгов.

Когда принимается новая схема размещения НТО, то на торгах разыгрывается большинство объектов НТО в схеме. При этом нужно отметить, что часть мелкорозничной торговли — сезонная. Право на размещение таких НТО представляется на определенный период:

  • елочные базары – с 1 декабря по 10 января;
  • холодильное оборудование – с 1 апреля по 1 ноября;
  • бахчевые развалы – с 1 августа по 1 ноября.

Соответственно, в таких случаях надо узнавать информацию о проведении торгов за несколько месяцев до начала сезона.

3. Подать заявку на участие в торгах при наличии свободных мест. Торги проводятся в форме аукциона либо конкурса. При этом пункт 3.1 Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области содержит рекомендацию проводить торги в форме аукциона. Конкурс является менее «прозрачной» процедурой.

Решение о проведении аукциона оформляется муниципальным нормативным правовым актом. Не менее чем за 30 календарных дней до проведения аукциона администрация муниципалитета должна опубликовать на своем официальном сайте или на сайте www.torgi.gov.ru извещение о проведении аукциона.

Извещение должно содержать исчерпывающую информацию о предстоящем аукционе (дату, время, место (электронную площадку), сведения о месте для размещения НТО, размер начальной цены и «шагов» аукциона, сумму задатка, требования к архитектурному облику объекта НТО, условия его содержания). Вместе с извещением размещается форма заявки на участие в аукционе, проект договора на размещение НТО, состав аукционной комиссии, аукционная документация.

Начальная цена складывается из произведения базовой цены, утверждаемой муниципалитетом, коэффициентов, учитывающих месторасположение, площадь, специализацию киоска или павильона. Победителем признается участник, предложивший наибольшую цену. Протокол об итогах аукциона публикуется на официальном сайте администрации городского округа либо, если торг проводились в электронном виде на сайте www.torgi.gov.ru. Не ранее 10 дней и не позднее 20 дней с момента публикации должен быть заключен договор.

Торги в форме конкурса проводятся в закрытом режиме. Участники направляют заявки с информацией, необходимой для их оценки в запечатанном режиме. В отличие от аукциона участник оцениваются по нескольким критериям, размер предложенной цены является одним из них. Чаще всего критериями помимо максимальной цены является: эскиз объекта НТО, количество рабочих мест, которые планируется создать, оснащение оборудованием НТО. Члены конкурсной комиссии выставляют баллы в пределах, установленного нормативным правовым актом, регулирующим проведение конкурса, диапазона.

Следует отметить, что местные органы власти периодически допускают нарушения в ходе проведения торгов, и нужно быть готовым отстаивать свои права в суде. При этом шансы на успешное оспаривание при наличии реальных нарушений достаточно велики. Так, например, в 2016 году индивидуальный предприниматель оспорила результаты конкурса на размещение НТО. Арбитражный суд Московской области признал конкурс недействительным, указав при этом, что конкурсная документация не содержит четких критериев порядка расчета баллов, поскольку определение количества выставляемых участнику торгов баллов (от 0 до 5) отнесено к усмотрению конкурсной комиссии, т.е. субъективному усмотрению членов комиссии, что может привести к злоупотреблениям со стороны организатора торгов. Также администрацией не были соблюдены формальные процедуры – состав комиссии не был утвержден постановлением.

4. Попробовать «включиться» в существующую схему. Если же свободные подходящие места для размещения нестационарного торгового объекта отсутствуют, либо предприниматель желает определенное место, которого нет в схеме, то он может написать заявление в свободной форме на имя главы муниципалитета о рассмотрении вопроса о возможности включения в схему этого места. Нормативных правовых актов, описывающих порядок действий в данной ситуации, нет. На практике, администрация муниципалитета предложит предпринимателю подготовить эскиз предполагаемого к размещению объекта НТО, в дальнейшем согласовать включение объекта в схему должны отраслевые органы местной администрации. В Химках, например, есть межведомственная комиссия по вопросам торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которая в такой ситуации будет рассматривать заявление об изменении схемы. Последнее слово - за Московской областной межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка. Именно она утверждает схемы размещения НТО и изменения к ним. После одобрения областной МВК соответствующие изменения будут внесены в муниципальный нормативный правовой акт, и, если объект не является мобильным или заявитель не подпадает под муниципальные преференции (предоставление места под НТО без торгов для сельхозпроизводителей), будут проводиться торги на право размещения объекта НТО.

К сожалению, если убедить местную администрацию включить новое место размещения НТО в действующую схему не получается, то шансы на то, что удастся это сделать в судебном порядке, практически отсутствуют.
Суды, отказывая в удовлетворении исков, в частности, отмечают, что желание заявителя включить в схему размещения нестационарных торговых объектов испрашиваемое место само по себе не может служить основанием для удовлетворения данного требования. При утверждении или изменении схемы размещения нестационарных торговых объектов администрация муниципального образования в каждом конкретном случае должна соблюдать баланс интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования.

rows-of-fresh-vegetables-on-shelf-in-supermarket.jpg5. Разместить мобильный торговый объект (МТО). Размещение мобильного торгового объекта – отдельная тема. В мае-июле текущего года все муниципалитеты Московской области приняли административные регламенты предоставления услуги по размещению МТО. Размещение проводится без торгов, а подать заявку на размещение МТО можно через Региональный портал госуслуг МО (РПГУ).

Нужно отметить, что широко разрекламированное удобство подачи заявки через РПГУ, на деле оказывается красивым и удобным инструментом, применить который пока негде. Эксперимент, проведенный сотрудниками Центра развития предпринимательства в июле-августе 2023 года, показал, что из 18 произвольно выбранных городских округов какие-то адекватные предложения по размещению МТО удалось получить только в двух. Будем надеяться, что со временем муниципальные чиновники с подачи их областных коллег постараются все-таки наполнить форму содержанием и обеспечить заинтересованным предпринимателям реальную возможность организовывать мобильную торговлю в удобных и востребованных местах.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что региональной властью предпринимаются шаги, направленные на усовершенствование процедуры включения в схему НТО: включение в схему НТО станет государственной услугой со сроком исполнения — 21 рабочий день от даты подачи заявления до проведения аукциона. Соответствующая информация появилась на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области и региональных  СМИ 29 июня текущего года. 

Смогут ли нововведения изменить ситуацию к лучшему, учитывая пока не слишком удачный опыт цифровизации и некой централизации размещения МТО? Будем надеяться на лучшее. Все-таки многое зависит не столько от цифровизации всего и вся, сколько от понимания необходимости всемерного содействия развитию малого предпринимательства у представителей местных органов власти, а также от активности местного бизнес-сообщества.

Мы продолжим следить за ситуацией с размещением НТО в муниципальных образованиях Московской области и информировать предпринимателей о нововведениях в этой сфере. Также мы всегда готовы бесплатно дать необходимые консультации и оказать содействие предпринимателям при возникновении затруднений в процессе оформления прав на размещение нестационарного торгового объекта.

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет