Image by gpointstudio on FreepikСреди представителей малого и среднего бизнеса (он же МСП) уже с месяц ходят нервирующие слухи о грядущем затягивании поясов потуже – мол, государство решило перестать поддерживать МСП! Конец, мол, всяческим льготным кредитам и субсидиям, денег уже выделяется гораздо меньше, а будет и того хуже.

Что ж, давайте сегодня разберемся, что в этом вопросе правда, а что нет, и что ждет МСП в горизонте ближайших 5 лет.

«Гипс снимают, клиент уезжает»

Нет дыма без огня – денег на МСП будут давать (и уже дают) действительно меньше. Информация стала активно расходиться после публикации большого исследования НИУ ВШЭ под названием «Комментарии о государстве и бизнесе» в начале июля.

Согласно ему, объем помощи в 2025 году уже упал почти в два раза по сравнению с прошлым годом (если быть точным, на 43% — с 127,8 до 72,3 млрд рублей). Количество самозанятых и субъектов МСП, которые получают господдержку, в первом квартале 2025 года сократилось на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Некоторые льготные программы действительно отменяют. Например, самая популярная из программ инвестиционной поддержи «1764», обслуживание которой обходилось государству примерно в 20 миллиардов рублей в год, отменена еще с середины 2024 года при очередном повышении ключевой ставки.

Но всё это вовсе не предвестник МСП-апокалипсиса и не повод паниковать.

Из-за чего так вышло?

Обычно в ответ на этот вопрос приводят кучу всяческих причин – от санкций и СВО до пресловутого «высокого ключа». Всё это отчасти верно, однако правильный ответ гораздо проще – всё было заранее запланировано.

Нет, конечно, никто не провидит всю геополитику наперед. Но у государства есть планы разной степени срочности, по которым выделяются деньги на поддержку и развитие той или иной отрасли. Прошлый шестилетний план поддержки МСП охватывал период с 2019 по 2024 года – он тогда был целым нацпроектом под названием «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

И… вы помните, что у нас было все прошлые пять лет? В период с 2020 по 2024 отрасль МСП нуждалась в постоянной бережной поддержке и больших вливаниях. На малый и средний бизнес (как правило, не имеющий большой финансовой подушки), одно за другим обрушивались то ковидные локдауны с их сломом всех логистических цепочек, то события 2022-го и вынужденный переход на «самообеспечение» из-за санкций, ну и потом – всё возрастающее санкционное давление в последующие годы. Именно этим вызвано большое разнообразие и щедрость мер поддержки МСП на этот период.

Благодаря этим «вкусным» мерам поддержки сектор МСП стал разрастаться небывалыми для России темпами. На начало 2025 года доля МСП в общей численности юридических лиц страны составляла 86% (почти все – «микробизнес»). Количество самозанятых за период с 2019 года выросло в 26 раз - с 340 тысяч до почти 9 миллионов человек. То есть рост шел, что называется, «вширь», обычным людям становилось выгодно идти в мелкий бизнес, и они шли.

Однако с 2025 года вступил в силу новый шестилетний план развития МСП. Его понизили в ранге до федерального проекта, так что это теперь часть нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». И, соответственно, в нем заложено на 21% меньше средств, чем в прошлый раз – всего 330 млрд вместо 416.

Денег меньше, но вы держитесь

Image by drobotdean on FreepikДаже по названию нового нацпроекта становится понятно, что он не про щедрую раздачу средств всем нуждающимся, а скорее про развитие и настройку того, что уже имеется. Федеральный проект поддержки МСП 2025-2030 совершенно точно именно про это.

Более чем две трети из его 330 миллиардов пойдет на льготные инвестиционные кредиты МСП в приоритетных отраслях— 238,4 млрд. При этом большая часть этих трат будет направлена на субсидирование займов, взятых до 2025-го (148 млрд), а остальное — на новые выдачи по совмещенной программе.

Говоря проще, в «широко разросшемся» за прошлые 6 лет кусте малого/среднего бизнеса государство выделяет приоритетные ветви, и вот их-то и будет поливать, в смысле уделять финансовое внимание. Приоритетных отраслей всего пять, и это у нас:

  • Обрабатывающие производства

  • Гостиницы и общепит

  • Деятельность в области информации и связи (IT)

  • Профессиональная, научная и техническая деятельность

  • Сфера туризма

Господдержка вне этих сфер будет реорганизована. Подчеркнем, не просто «отменена» - как правило, предпринимателю всё же предлагается что-то взамен. К примеру, грант «Агростартап», который предлагал начинающему фермеру 5-8 млн рублей «на старте», в 2026 году будет слит с грантом на семейные фермы, предлагающим до 30 млн рублей, но на других условиях.

К слову говоря, «понижение в ранге» с нацпроекта до федпроекта неожиданно сделало план поддежки МСП немного гибче, чем он был. В случае каких-либо форс-мажоров средства внутри нацпроекта перебросить гораздо легче, чем находить дополнительное финансирование «снаружи». Так что, ка уверены некоторые эксперты, в случае чего МСП поможет вся «Конкурентная и эффективная экономика».

Каким будет бизнес к 2030-му?

Конечно, двадцатые годы XXI века приучили нас к мысли, что случиться может решительно что угодно. Однако, учитывая то, что мы знаем о состоянии МСП в России сегодня, можно выделить отчетливые тенденции, которые явно будут развиваться в любом случае, кроме самых критических.

Тенденция 1. Переход бизнеса на платформенные модели. Самая бурно развивающася бизнес-сфера последних пары лет (даже не в разрезе МСП, а всей экономики страны в целом) — это платформенная экономика. Привычный ритейл явственно проигрывает схватку маркетплейсам, и к 2030-му мы можем стать свидетелями заката огромных сетей с большим количеством количеством магазинов в каждом крупном ТЦ — большая часть их продаж, похоже, уйдет в онлайн. Интернет, а с ним и цифровые платформы проникают всё глубже в жизнь рядового гражданина и охватывают всё больше сфер — а значит, деньги пойдут именно сюда.

МСП тут находится прямо на гребне этой «платформенной волны» - статистически самая большая группа малых предпринимателей на начало 2025 года — селлеры с маркетплейсов. Значимая часть — таксисты, и т.д.

Тенденция 2. Госконтроль. Хорошо заметно, что государство стремится как можно лучше контролировать и регулировать бизнес — чтобы не упустить налоговые поступления, конечно, но и ради порядка и законности тоже. Грядущий переход госбюджета и операций крупного бизнеса на цифровой рубль, закон о регуляции платформенной экономики — это всё в первую очередь про контроль государства над денежными потоками, а уже потом — про удобство граждан и бизнеса. Оставаться вне поля зрения Большого Брата бизнесу будет всё сложнее — и это хорошо, потому что на теневая экономика никому на пользу не идет.

Тенденция 3. Автоматизация и цифровизация. Как можно заметить по первым двум тенденциям, и бизнес, и контроль над ним всё более переходят в цифровую сферу. Это в целом то, куда движется развитие общества. Добавим сюда ИИ — и получим вектор развития под названием «интернет-экономика», которая всё глубже вытесняет «экономику наличных денег». Учитывая стремительное развитие ИИ, бизнес всё больше переходит на автоматические процессы — и в горизонте 5 лет целые отделы и фирмы, требовавшие участия не менее 5-10 человек, будет способен вести один человек и его автоматические помощники.

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет