В этой публикации на нашем сайте для предпринимателей рассматривается уровень конкуренции среди предприятий бытового обслуживания Подмосковья и их работа в 2020 году.
В экономике Московской области сфера услуг играет важную роль. По данным Комитета по конкурентной политике региона, по РФ на долю потребительского рынка и бытовых услуг приходится 15,8% ВВП, в то время как по Подмосковью на них приходится около 27% валового регионального продукта.
Пандемия коронавируса COVID-19 затормозила развитие отрасли в Московской области. В период с января по ноябрь прошлого года населению региона было предоставлено бытовых услуг на общую сумму 69,4 млрд руб. – это меньше (в сопоставимых ценах) на 15,8% показателя за такой же период 2019 года. При этом в общем объеме платных услуг в Подмосковье за январь-ноябрь 2020 года доля бытовых услуг увеличилась почти на 5%, выйдя на уровень 16,3% – против 15,6% за аналогичный период 2019 году. Объем оказанных бытовых услуг в регионе в 2019 году составил 80,4 млрд руб. (на 2,9% больше показателя 2018 года).
Даже в условиях коронакризиса в Московской области бытовое обслуживание населения продолжало развиваться. За первые три квартала 2020 года в регионе открылось свыше 200 объектов бытового обслуживания населения. Среди них салоны красоты, парикмахерские, химчистки, ателье, мастерские по ремонту обуви – большинство таких предприятий в Московской области относится к сегменту малого и среднего бизнеса.
В сфере оказания бытовых услуг в Московской области работают более 17 тысяч предприятий, в основном – субъекты малого и среднего предпринимательства. Всего, несмотря на пандемию, за прошедший «ковидный» год в этом сегменте экономики Подмосковья было создано порядка 1,6 тыс. новых рабочих мест. На начало этого года в Московской области обеспеченность населения региона предприятиями бытового обслуживания вышла на уровень более 10,5 рабочих места на тысячу жителей – на 16,6% больше норматива (9 рабочих мест на тысячу жителей).
В этом сегменте подмосковной экономики бизнесу приходится работать в условиях жесткой конкуренции. В рамках массового опроса предпринимателей Московской области, о котором рассказывалось в публикации на сайте ЦРП МО, 49% респондентов оценивали ее как достаточную высокую. При этом рост числа конкурентов за последние три года был зафиксирован половиной участвующих в опросе. Обострению конкуренции способствуют как самозанятые, количество которых в регионе увеличивается ежемесячно примерно на 10 тысяч, так и «надомники» (по сути – нелегальные предприниматели). По результатам исследования, в 2020 году на 5% снизился показатель удовлетворенности потребителей качеством услуг, оказываемых коммерческими предприятиями сферы бытового обслуживания, уменьшившись до 71%. Также немного понизилась в 2020 году (на 2% по сравнению с 2019 годом) доля респондентов, удовлетворенных уровнем цен на рынке бытовых услуг, до показателя 59%.
Так что малому бизнесу есть пока где развернуться в области оказания бытовых услуг. Существенно и то, что более половины (порядка 60%) исполнителей в сфере услуг получают заказы с помощью тех или иных Интернет-ресурсов. Поэтому начинающим предпринимателям, решившим выйти со своими проектами на рынок бытовых услуг, как показывает практика, необходимо использовать уже работающие крупные онлайн-платформы, создавать собственные сайты и активно продвигать свои услуги в соцсетях.
Успех же при правильном подходе к делу придет обязательно, тем более, что рано или поздно пандемия будет побеждена. А это станет настоящим катализатором для развития бизнеса, в т.ч. в такой востребованной сфере, как бытовое обслуживание населения.
Обсудить на форуме для предпринимателей