Тема этой публикации на нашем сайте для предпринимателей – итоги работы в 2020 году и перспективы развития рынка общепита Московской области.
В этом сегменте подмосковной экономики преобладают представители малого и среднего бизнеса. Предприятия общепита Московской области понесли значительные потери из-за пандемии коронавируса COVID-19, например, по данным Комитета по конкурентной политике региона, оборот общественного питания по итогам прошлого года снизился в сопоставимой оценке почти на четверть (на 24,5%) в сравнении с показателем 2019 года и составил только 100,2 млрд руб. При этом оборот крупных и средних организаций по виду экономической деятельности «общественное питание» в 2020 году, по данным Мосстата, составил 65,7 млрд. руб. – на 26,7% ниже оборота таких предприятий в сопоставимой оценке по итогу 2019 года.
Тем не менее, рынок общепита Московской области, несмотря на столь значительные потери (в т.ч. и вынужденной приостановки или даже прекращения деятельности ряда предприятий общепита в период действия ограничений, введенных для противодействия распространению коронавирусной инфекции) устоял в период коронакризиса.
В настоящее время в регионе продолжают работать более 6,2 тыс. предприятий общепита, причем этот сегмент экономики Подмосковья является полностью негосударственным – поэтому субъекты регионального рынка общественного питания работают в условиях реальной конкуренции и не могут рассчитывать на фору в виде дотаций и прочих бонусов, предоставляемых госорганизациям.
Важно и то, что около 5% (порядка 310) предприятий общественного питания Московской области осуществляют социально-ориентированную деятельность и обслуживают социально незащищенные категории граждан, предоставляя льготникам существенные скидки. В период падения доходов населения значимость такой поддержки нуждающихся возрастает. Поэтому общепит Подмосковья выполняет и определенную социальную функцию.
С точки зрения рентабельности деятельность в сфере общественного питания в сельской местности является непривлекательной для бизнеса, как следствие, основная часть объектов общественного питания располагается в городах и достаточно больших населенных пунктах региона либо в непосредственной близости от оживленных автомобильных дорог. Организация таких объектов в отдаленных, малонаселенных сельских районах связано с серьезными рисками инвестирования и отсутствием гарантий получения прибыли.
Правда, ряд отдаленных муниципальных образований Московской области привлекают значительное число туристов – в этом случае рентабельность точек общепита повышается. Но из-за пандемии в 2020 году туристический поток в Подмосковье по естественным причинам уменьшился, ударив по малому бизнесу в сферах общепита и услуг.
Снятие ограничений с работы предприятий сферы общепита в прошлом году проводилось в Московской области поэтапно. С 12 июня возобновлена работа летних кафе при стационарных объектах общественного питания. С 16 июля были сняты ограничения с работы стационарных предприятий общепита. При этом в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции все они работают в соответствии с разработанным региональным Стандартом по организации работы сферы общественного питания. Таким образом, рынок общепита региона вышел на новый виток развития.
В прошлом году, несмотря на пандемию, на предприятиях общественного питания Московской области введено более 4,9 тыс. посадочных мест. Обеспеченность населения региона предприятиями общепита по итогам 2020 года составила 40,8 посадочных мест на 1000 жителей, превысив норматив на 2%:
По результатам опроса предпринимателей и анализа ситуации на рынке общепита Подмосковья по итогам 2020 года, проведенного Комитетом по конкурентной политике региона, уровень конкуренции в этом сегменте экономики оценивают как высокий 55% респондентов (против 50% в 2019 году). 53% опрошенных предпринимателей фиксируют увеличение числа конкурентов в сфере общепита за последние 3 года. А наиболее значимыми барьерами, препятствующими ведению предпринимательской деятельности на этом рынке услуг, респонденты считают высокие налоги (49%) и нестабильность российского законодательства (32%) – и то, и другое бизнесу не подвластно, и он уже, похоже, привык к их воздействию как к «объективной реальности, данной нам в ощущении».
В 2021 год общепит Московской области вступил закаленным коронакризисом. В условиях расширяющейся массовой вакцинации населения позитивные настроения бизнеса усиливаются, и есть все основания предполагать, что в условиях высокой конкуренции сфера общественного питания Подмосковья выйдет на «доковидный» уровень уже в этом году.
Обсудить на форуме для предпринимателей