2150041851.jpgЧуть ли не каждый день слышим о внедрении очередного цифрового сервиса в помощь малому бизнесу. Воспользовавшись ими можно и землю в аренду получить, и бизнес-план рассчитать, и прокредитоваться, и возместить затраты и т.д. и т.п. Складывается впечатление, что скоро все свои отношения с государством, в т.ч. по получению разнообразных методов поддержки, малому бизнесу можно будет организовывать, просто не выходя из-за рабочего стола.

Спору нет. Действительно очень многое переведено в «цифру» и стало удобно. Не зря многие россияне, временно или постоянно переместившиеся за рубеж, сталкиваясь с работой местных органов власти, быстро начинают сетовать, насколько там все неповоротливо и неудобно по сравнению с Россией.

Вот только создается впечатление, что реальная эффективность цифровизации отмечается скорее во взаимодействии граждан и государства по обычным житейским вопросам; в ситуациях взаимодействия с государством малого бизнеса все выглядит печальней.

Безудержное стремление к цифровизации всего и вся несется явно впереди кропотливого труда по настройке нормальной работы внедряемых чуть ли не каждый день новых сервисов.

Возьмем, например, такую популярную тему как получение государственного или муниципального имущества в аренду.

В Московской области запущен инвестиционный портал, а на нем инвестиционная карта, на которой можно попробовать что-то найти. Да, внешне все выглядит красиво. Но если пытаешься ей реально воспользоваться, то быстро понимаешь, что информация плохо структурирована, функционал частенько глючит, мало интересных предложений и т.п. (см. наш материал на эту тему).

Малому бизнесу желательна не просто аренда, а льготная аренда. Таковая предусмотрена законом, мы частенько пишем о пресловутых перечнях федерального, регионального и муниципального имущества для сдачи в аренду малому бизнесу (даже ведем отдельный проект). Но на инвесткарте мы найти это имущество не сможем: там нет такого фильтра. Получается, приходите, предприниматели, за имуществом, но вот самое интересное у нас найти не получится.

Однако, задумка с инвесткартой в целом неплохая. Пусть там нет (или невозможно найти) льготного имущества из перечней, зато можно довольно быстро посмотреть, что предлагается по другим льготным программам, вроде «Земли за рубль» и т.п. В целом, понятно, что нужно просто сидеть и доводить эту карту до ума. Непонятно только, занимается ли кто-нибудь из дня в день этой менее заметной, но очень важной работой, без которой эффективность сервиса будет стремиться к нулю.

Хорошая идея карты, очевидно, понравилась и на федеральном уровне, и вот уже Корпорация МСП запускает на своей платформе МСП.РФ схожий функционал с громким названием « Имущество для бизнеса».

Оставляем за скобками вопрос зачем дублировать одно и то же на разных страницах в Интернете, тратя по два раза бюджетные средства на разработчиков. Просто зайдем и посмотрим, как такую полезную и нужную малому бизнесу информацию структурировали на федеральном уровне, может области есть чему поучиться.

Выбираем регионом Московскую область и пробуем посмотреть предложения по аренде. Выводит 62 объекта. Если вы предполагали, что речь идет о каком-то льготном имуществе (все-таки портал про поддержку малого бизнеса), то вы сильно ошиблись. Туда тупо дублируется информация о торгах государственным и муниципальным имуществом. То же самое касается и земли в аренду.

Для чего на портале, посвященном поддержке малого бизнеса, информация о торгах? Она, на минуточку, и так уже есть: и на федеральном портале torgi.gov.ru, и на областном портале easuz.mosreg.ru. И почему там больше вообще никаких объектов нет? Хоть продублировали бы информацию из льготных программ Московской области с ее инвестпортала. Уже не говорим о пресловутых перечнях имущества для льготной аренды, контроль за ведением которых – внимание! – возложен именно на Корпорацию МСП.

Что самое смешное, так это то, что карта объектов на МСП.РФ не отрабатывает нормально даже ситуацию с торгами. Пробуем подобрать недвижимость на покупку в Московской области. Выводит одно объявление. При том, что на торгах в реальности 60 объектов, что хорошо видно на ЕАСУЗ, и при этом ЕАСУЗ охватывает только областное и муниципальное имущество, а есть еще федеральное имущество, которое болтается на ГИС Торги.

2148788883.jpgПопробуем посмотреть, какие малому бизнесу доступны меры поддержки.

На областном инвестпортале все довольно хорошо структурировано и понятно. Проблемы у предпринимателей обычно начинаются, когда они переходят с инвестпортала на Региональный портал госуслуг, чтобы подать документы на ту или иную меру поддержки. Обычные жалобы: не подцепляются документы, непонятно, что прикладывать, баги, какие-то бесконечные технические работы и т.п. Впрочем, судя по динамике раздачи субсидий, самым настырным все-таки удается продраться через дебри Регионального портала и не только подать-таки заявку, но и получить вожделенную поддержку.

Казалось бы, все, что надо – это опять же выявлять ошибки и потихонечку «допиливать» функционал Регионального портала, чтобы процесс подачи заявок на поддержку для малого бизнеса был легок и приятен.

Вместо этого, на федеральном портале МСП.РФ зачем-то тоже внедряется функционал, пользуясь которым предприниматели могут ознакомиться с мерами поддержки в каждом регионе.

Опять же, оставим за скобками вопрос, за каким чертом рассказывать в двух разных местах об одном и том же, только путая предпринимателей. Лучше посмотрим, как это работает.

Выбираем Московскую область, выбираем вид поддержки «Деньги», уточняем, что нам нужны именно региональные меры поддержки и жмем поиск. Результат – 0. То есть на текущую дату — 26.07.24 — никаких мер поддержки нет. Между тем, в этот момент в Московской области проходят как минимум три региональных конкурса на субсидии: на франшизы, на маркетплейсы и на покупку оборудования.

И так везде.

Запущен на той же МСП.РФ какой-то сервис по автоматизированной разработке бизнес-планов. Мы проверили: по факту можно пользоваться только калькулятором финансовых показателей. На все остальные цифры, расчеты и т.п., которые стоят за рекомендациями сервиса, где какой бизнес открывать, лучше не полагаться – смахивает на полную ерунду.

Пытаешься посмотреть про льготное кредитование: там три базовые программы льготного кредитования. А где программы Фонда развития промышленности? Где промышленная ипотека? Льготные программы для с/х производителей?

И опять же все эти меры поддержки присутствуют на областном портале. Так зачем делать две точки предоставления информации предпринимателям? Чтобы запутать их совсем?

Может сложиться впечатление, что в области все как-то получше организованно, но это тоже далеко не везде так. Информация на инвестпортале, как уже отмечено выше, достаточно подробная и неплохо структурирована, но это всего лишь информационный портал. А вот если попытаться воспользоваться благами цифровизации в попытке что-нибудь реально получить, то тут все печально. Мы уже как-то описывали наш эксперимент на Региональном портале госуслуг МО по поиску места для размещения мобильного торгового объекта. Результат удручает.

Да, чуть не забыл, есть же еще один федеральный сайт, Мойбизнес.рф, все о том же – поддержке малого бизнеса. Если МСП.РФ и Инвестпортал Московской области имеют хоть какое-то право на одновременное существование (все-таки один портал, вроде как, федеральный, а второй только про область), то зачем предпринимателям два федеральных портала об одном и том же рационально объяснить не получается. Впрочем, у области тоже есть (точнее, судя по всему, до недавнего времени был) второй, подзаброшенный портал « Малый бизнес Подмосковья».

Федералы на своем уровне, а регионалы на своем, делают с разной степенью эффективности разнообразные карты и порталы с одной и то же информацией, в которой тонут предприниматели, и которые еще и работают через пень колоду. Такое впечатление, что государство со своими цифровыми сервисами идет по известному пути стартапов: главное – выпустить на рынок т.н. MVP (минимально жизнеспособный продукт), везде об этом раструбить, им начнут пользоваться, а там допилим. Однако это не стартап, и здесь так не работает. Предприниматель зайдет один раз, потыркается, плюнет, уйдет и вряд ли больше вернется.

Да и в то, что кто-то что-то собирается в обозримом будущем допиливать до работоспособного состояния тоже почему-то верится все меньше.  


Директор ЦРП МО Джафар Джафаров

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет