По окончании каждого месяца мы выпускаем правовой дайджест, касающийся наиболее важных изменений нормативного регулирования предпринимательской деятельности, имевших место за месяц. Если изменения федерального законодательства для предпринимателей обычно уже не являются сюрпризом, поскольку попадают в новостную повестку СМИ по мере появления, то с новостями областного законодательства и, в еще большей степени, муниципального, малый бизнес оказывается не знаком. Между тем по муниципалитетам периодически проходит волна изменений в сферах деятельности, довольно чувствительных для местного предпринимательства.
Так, мониторя нормативную повестку за конец 2024-начало 2025 года, можно сделать вывод, что в области идет активный процесс перетряски ситуации в сфере нестационарных торговых объектов. В муниципалитетах МО принимаются новые или уточняются уже действующие нормативные акты, касающиеся:
-
утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов и регламентов, устанавливающих порядок включения в них;
-
порядка проведения аукционов по предоставлению мест под размещение НТО;
-
порядка выявления и демонтажа неправомерно размещенных НТО.
Наведение порядка в сфере НТО – вопрос, конечно, важный. Главное в этом процессе – не выплеснуть вместе с водой и ребенка, а местами, судя по обращениям, поступающим к нам в Центр, так и происходит.
Особенно это касается сельской местности. Стоит-стоит себе какой-то павильон, где местные жители уже давным-давно привыкли себе покупать те или иные нужные товары, и вдруг раз – и нет павильона. То ли изначально был установлен без нужных согласований, то ли срок его размещения закончился, то ли местная власть решила, что больше этот павильон тут не нужен; в общем, торговой точки больше нет, а местные жители пусть закупаются теперь где-нибудь в другом месте.
Не беремся судить, насколько правильно действует та или иная местная администрация, снося очередной НТО. В конце концов, везде есть свои нюансы, и каждую ситуацию нужно изучать отдельно (кстати, если вы оказались в такой ситуации и считаете, что вас сносят неправомерно, можете написать нам на info@mspmo.ru, мы попробуем разобраться и, если возможно, помочь). Однако кое-какие возможности упреждающего характера у малого бизнеса все же есть.
Мы постоянно пишем о важности т.н. «оценки регулирующего воздействия» - процедуры, когда проекты нормативных актов, касающиеся предпринимательства, проходят предварительное обсуждение. В ходе такого обсуждения каждый представитель бизнеса, кого такие проекты могут затронуть, вправе сформулировать свои замечания и предложения и направить их разработчику акта.
Да, далеко не факт, что ваши замечания полностью учтут. Но к ним в любом случае должны прислушаться. По статистике Минэкономразвития РФ из 5798 проектов нормативных актов субъектов РФ, прошедших процедуру ОРВ, 49 % были доработаны, а 14 % вообще получили отрицательное заключение и приняты не были. Муниципалитет, конечно, не область, многие (с нашей активной помощью) только открывают для себя, что вообще есть такая процедура как ОРВ, которой они должны следовать. Но и в муниципалитетах хватает юридически грамотных и, самое главное, не пустых, формальных, исполнителей, которые понимают важность работы с предпринимателями в процессе изменения нормативного регулирования.
Все вышеупомянутые нормативные акты, касающиеся сферы НТО, так или иначе должны проходить оценку регулирующего воздействия. Соответственно, предприниматели, участвуя в ОРВ, могут напрямую повлиять на содержание касающихся их нормативных актов еще до их принятия. Проще что-то предупредить, хотя бы попробовать, чем потом пытаться исправить.
В октябре 2024 года мы сделали перечень страниц муниципальных образований, где проводится оценка регулирующего воздействия. Рекомендуем предпринимателям – владельцам НТО активнее мониторить эти сайты на предмет появления проектов местных нормативных актов, чтобы успевать принимать участие в обсуждении того, что завтра коснется их напрямую.
Директор ЦРП МО Джафар Джафаров
Update: Как в реальности может выглядеть ситуация с НТО, хорошо видно на примере Одинцово.
В настоящий момент в горокруге проходит процедуру ОРВ изменение схемы размещения НТО. Если ранее действовавший перечень насчитывал 465 мест размещения НТО, то новый перечень предусматривает только 174 места, т.е. планируется сокращение почти в 3 раза! Даже если посчитать, что указанные как незанятые в ранее действовавшем перечне 164 места под НТО были действительно свободны, то все равно количество мест размещения сокращается на 127 мест, т.е. более 40 % предпринимателей могут лишиться места под бизнес.
Оценка регулирующего воздействия проекта будет проходить до 03.04.25, и, учитывая вышеизложенное, предпринимателям Одинцово, торгующим в НТО имеет смысл в этой оценке поучаствовать.