помощь малому бизнесу подмосковьяЕжедневно в Центр развития предпринимательства поступают обращения и запросы по поводу действующих в Подмосковье государственных мер поддержки бизнеса. Малый бизнес региона интересуют в первую очередь механизмы получения субсидий на возмещение понесенных затрат и грантов на развитие бизнеса, а также возможность оформления льготных кредитов. И если с получением займов дела обстоят более или менее понятно – фонды, кредитующие МСП, работают на постоянной основе, а на их сайтах представлены подробные условия и ограничения, то с субсидиями и грантами всё намного более запутанно. Проблема в том, что даже изучение программы «Предпринимательство Подмосковья», сайтов Мининвеста, центра «Мой бизнес» и других областных информационных ресурсов не дает однозначных ответов на вопросы о том, что и когда нужно сделать, чтобы получить помощь.

Объявления о начале конкурсов субсидий публикуются в областных СМИ без должной конкретики, добывать информацию предпринимателям приходится, продираясь через большое количество официальных документов, написанных таким языком, что, читая второй абзац, уже забываешь, о чем говорилось в первом. Одной из задач, стоящих перед Центром развития предпринимательства, является «расшифровка» этих документов (распоряжений, положений, приказов) для того, чтобы в максимально понятной форме донести их содержание до представителей бизнеса, желающих разобраться, на что они могут рассчитывать от государства и имеет ли это смысл.

Стоит отметить, что государственные органы периодически пытаются вступить с бизнесом в диалог, рассказать о доступных мерах поддержки и получить информацию о том, чего на самом деле им не хватает, для корректировки своих действий. Происходит это и на локальном уровне – администрации муниципалитетов периодически встречаются с местными предпринимателями, и на областном. С некоторой регулярностью областной Мининвест организует масштабные форумы, целями которых заявляется подробное знакомство бизнеса с видами помощи, на которые тот может рассчитывать, и личное общение с экспертами и чиновниками, занимающимися данными вопросами.

поддержка предпринимателей московской областиВ ноябре в столичном для Подмосковья Красногорске прошел форум «Бизнес-зебра», слоганом которого стала фраза «Белых полос больше». Очевидно, в нынешних тяжелых для бизнеса условиях организаторы пытались привнести в жизнь и дело предпринимателей какой-то оптимизм. Но атмосфера, царящая в кулуарах этого события, говорила сама за себя: рассказываемые со сцены истории успеха отдельных компаний и личностей вызывали если не удивление, то какую-то печаль о не таких уж и давних временах, когда условия для предпринимательской деятельности были несопоставимы с нынешними. Собравшиеся зрители, знакомясь друг с другом, начинали делиться наболевшим: спрос падает, расходы растут, сотрудники разъезжаются, реклама теряет эффективность…

Любопытно, кстати, на что пытались намекнуть организаторы, приглашая на роль двух из четырех спикеров врача-психотерапевта и спортсмена? Это обстоятельство вызывало неизменные улыбки присутствующих.

В выступлениях «звезд» мероприятия речь все больше шла об успехе, которого они достигли, об умении справляться с мрачными настроениями лично у себя и в коллективе, о сосредоточенности и умении преодолевать преграды.

Корреспондент сайта ЦРП тем временем пообщался с некоторыми гостями форума из разных районов Московской области (фамилии собеседников мы не раскрываем по их просьбам).

Татьяна из Клинского городского округа, увидев визитную карточку с логотипом Центра, сама начала задавать вопросы: «Я самозанятая, произвожу изделия из глины. У меня раньше был довольно неплохо раскрученный инстаграм. Я его и сейчас веду, но охват, конечно, снизился в несколько раз. Открыла магазин на Wildberries, наделала много ошибок, но это полезно – сейчас стало гораздо проще. Где-то промелькнула новость, что можно подавать заявки на возмещение затрат на маркетплейсы и рекламу. Начала искать – и запуталась! В новостях все всегда прекрасно, а на деле в этих документах, которые публикуют непонятно где, не разобраться, очень сложно написано. Вот, скажите, почему нельзя простым языком все объяснить? Почему надо прятать правила где-то на задворках сайтов государственных?»

Игорь и Олеся из Дмитрова – супруги, владеют одним ООО, но занимаются разными видами деятельности. Игорь, по его собственному признанию, не очень успешно пытается наладить производство различных изделий из резины, а Олеся продает спортивные товары на двух маркетплейсах (в дальнейшем разговоре участвовала только она). «Я занимаюсь этим уже третий год, и – тьфу-тьфу-тьфу – у меня все хорошо. Как-то почти с самого начала все удалось. В этом году я для интереса подала заявку на конкурс для получения субсидий, но мне отказали. Формальная причина – я как-то не так заполнила документы, ошиблась. В принципе, не особо расстроилась, хотя, конечно, получить какие-то деньги было бы неплохо, но я не привыкла рассчитывать на государство. На форум мы пришли для того, чтобы узнать что-то новое для себя, а нам здесь рассказывают про «успешный успех» и борьбу с депрессией - даже смешно. Порадовало, что удалось встретиться со знакомыми, которых давно не видела. Поделились проблемами, радостями», - рассказала предпринимательница.

Безусловно, различные форумы, конференции, митапы и другие мероприятия, на которые собирают предпринимателей области, по задумке, дело полезное. Однако их организацию и проведение постоянно сопровождает проблема несоответствия ожиданий и реальности. Возможно, организаторам стоит обратить более пристальное внимание на диалог с малым бизнесом Подмосковья, а не транслировать в одну сторону свои представления о том, что полезно, а что нет.

Редактор сайта ЦРП МО Михаил Камалеев

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет