
Выездная торговля характеризуется исключительно розничными продажами в местах с высокой проходимостью, небольшим ассортиментом (зачастую из одной-двух позиций), а также мобильностью продавца — он не привязан к конкретному месту, а свободно перемещается по городу.
Но даже в таком, на первый взгляд, простом бизнесе есть свои особенности, которые необходимо учитывать, чтобы в самом же начале не разориться на штрафах за нарушение действующего законодательства.
Виды выездной торговли
Как и любая предпринимательская деятельность, выездная торговля строго регламентирована, классифицирована и упорядочена. Так, в соответствии со ст. 346.43 НК РФ, она подразделяется на вида: развозная и разносная. При этом в обоих случаях используется один и тот же код ОКВЭД — 47.99 («Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков»). Так чем же они друг от друга отличаются?Разносная торговля — это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. Говоря проще, это продажа товаров с рук или лотка (корзин/тележек) в вышеперечисленных местах.
Важно не путать ее с другими видами торговли. Так, временный павильон в парке или на улице уже будет считаться нестационарным торговым объектом (НТО), а это уже совсем другой вид предпринимательской деятельности. Размещение НТО регламентируется рядом правил и обязательных процедур: например, такой объект может находиться только на участке, включенном в схему размещения, но предварительно этот участок нужно арендовать.
Раздача бумажных каталогов с товарами, которые можно приобрести на определенном сайте, тоже не относится к разносной торговле, так как у предпринимателя нет при себе товара, а оплата за него будет осуществляться через интернет-магазин.
Развозная торговля предполагает реализацию товаров с использованием специализированных транспортных средств: автомобиля, автолавки, автомагазина, автоприцепа. Допускается использование оборудования, которое применяется только с автотранспортом, например холодильник или прицеп.
Но и здесь есть свои нюансы. Продажа еды из фудтрака не относится к развозной торговле — это уже общепит. Аналогичная ситуация с реализацией кофе или лимонадов из специально оборудованного авто — тоже общепит. А вот квас из цистерны продавать можно, так как непосредственно товар закупается у изготовителя заранее и продавец не участвует в его приготовлении.
Что нужно для выездной торговли?
Во-первых, зарегистрировать бизнес. Проще всего получить статус самозанятого, но этот вариант подходит только для торговли товарами собственного производства — и то есть ряд исключений: одежда, обувь, парфюм и любые другие товары, подлежащие обязательной маркировке.Для перепродажи товаров необходимо зарегистрироваться в качестве ИП, а если планируется привлечь к бизнесу партнера, то потребуется оформлять общество с ограниченной ответственностью.
Организационно-правовая форма напрямую влияет на налогообложение. Для самозанятых налог на профессиональный доход составит 4%, для ИП ставка определяется выбранным режимом. Например, на УСН она составит 6-15%. Однако к этому нужно добавить еще и страховые взносы. Можно выбрать ПСН со ставкой в 6%, но в этом случае запрещается продавать товары собственного производства.
К слову, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации влечет штраф от 500 до 2 тыс. рублей, как предписывает ст. 14.1 КоАП РФ.
Во-вторых, необходимо подать заявление на включение в торговый реестр своего города. Это можно сделать через портал «Госуслуг» или в любом МФЦ. Услуга оказывается бесплатно.
Больше никаких согласований при выездной торговле не требуется. Более того, даже Роспотребнадзор не нужно уведомлять о начале деятельности, если только у предпринимателя дополнительно нет стационарного магазина, места на рынке или НТО.
В-третьих, обзавестись кассой. Однако сразу же стоит уточнить, что кассовый аппарат для выездной торговли требуется не всегда. В частности, ст. 2 закона №54 «О применении ККТ при осуществлении расчетов» приводит следующие ситуации, когда можно обойтись без кассовой техники:
- разносная торговля с рук, из ручных тележек и корзин, в т.ч. продажи в поездах;
- торговля из автоцистерн квасом, растительным маслом, молоком, живой рыбой и керосином;
- продажи сезонных овощей и фруктов, бахчевых культур вразвал.
- торговля на розничных рынках, ярмарках и выставочных комплексах, если торговое место не обеспечивает сохранность товара.
Как видно, в этом списке есть разносная торговля, но отсутствует развозная. А все потому, что продажи с любого автотранспортного средства попадают под обязательные требования к наличию кассового аппарата. Полный список случаев, когда касса необходима, выглядит следующим образом:
- реализация товаров, подлежащих обязательной маркировке;
- продажи технически сложных товаров из перечня, приведенного в постановлении Правительства РФ № 924 от 10 ноября 2011 года;
- реализация непродовольственных товаров на открытых прилавках крытого рынка;
- продажа непродовольственных товаров из перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 698-р от 14 апреля 2017 года;

В-четвертых, оформить медкнижку, если планируется продавать продукты питания. Кроме того, в этом случае каждый год необходимо проходить медосмотр, как того требует приказ Минздрава РФ № 29-Н.
В-пятых, обеспечить доступность информации о продавце и ценах на товар. На каждый товар необходимо установить ценник либо предлагать клиентам общий список товаров с указанием цен за вес/единицу товара. Отсутствие ценника влечет штрафы для ИП — от 500 до 1 тыс. рублей.
Еще одной причиной для штрафа может стать отсутствие указания, что цена представлена в рублях: от 300 до 1,5 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, любой выездной продавец должен иметь бейджик, на котором будут прописаны ФИО, ИНН, ОГРНИП, наименование налогового органа и дата регистрации. То же касается и автомагазинов — с той лишь разницей, что данная информация должна быть представлена на вывеске, а не на бейдже продавца.
Ограничения для выездной торговли
Запреты можно разделить на две группы: по локациям и по продукции. Начнем с первой.Разносная торговля допускается на улице и в помещениях, но без разрешения нельзя заходить в подъезды, офисы, учреждения и торговые центры. В остальном, в соответствии с указом Президента № 65, выездная торговля не допускается:
- на проезжей части;
- на станциях метро;
- на вокзалах,
- на территории близ зданий госорганов;
- на территории близ детских садов и школ.
Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года запрещает выездную торговлю сигаретами (в том числе электронными), кальянами и средствами нагревания табака.
Кроме того, есть еще федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 года. Он запрещает реализацию с рук алкогольных напитков — для этого требуется лицензия, соответствующее установленным требованием помещение и подключение к информсистеме ЕГАИС (алкоголь).
Ответственность за нарушения
Выше мы уже приводили примеры ситуаций, которые влекут штрафы, но на самом деле это лишь капля в море. Выездную торговлю регулируют множество ведомств и госорганов: ФНС, Роспотребнадзор, полиция, ГИБДД и другие. Ниже приведем самые частые нарушения, которые влекут штрафные санкции.И первое, о чем стоит сказать, — это несоблюдение прав потребителей. Уличные торговцы должны соблюдать их точно так же, как и любой розничный магазин. Про наличие ценников мы уже говорили, но к нарушениям правил торговли относится еще и обвешивание или обсчет покупателей. Это карается штрафом от 3 тыс. до 20 тыс. рублей. За недостоверную информацию о качестве или свойствах продукции заплатить придется до 100 тыс. рублей. Конкретный размер зависит от организационно-правовой формы предпринимателя, самые высокие штрафы предусмотрены для юрлиц.

Стихийная торговля предполагает размещение лотка в любом понравившемся месте без согласования с властями. Вот только это тоже считается правонарушением. Наказание за него может отличаться в разных регионах, но в Подмосковье придется заплатить штраф в размере до 5 тыс. рублей.
Работа без кассы в случаях, когда она обязательна, карается штрафом от 25% до 50% суммы расчета, но не менее 10 тыс. руб. Кстати, если касса есть, но чек покупателю не выдается — это тоже нарушение, за которое могут взыскать штраф в 2 тыс. рублей.
Отдельная группа нарушений выделяется в рамках реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке. Так, продажа товаров без кода Data Matrix влечет штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей с конфискацией товаров для ИП и должностных лиц, а юрлицам придется заплатить от 50 тыс. до 300 тыс. рублей.
Нанесение поддельного кода маркировки является уголовным деянием, и наказание за него в разы строже: штраф до 400 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом до 80 тыс. рублей.
Непредставление сведений в систему «Честный знак», равно как и несвоевременная их подача или неполный объем данных, может привести к штрафу от 1 тыс. до 10 тыс. рублей для ИП, или от 50 тыс. до 100 тыс. для юрлиц.