В последнее время в региональной прессе все чаще мелькают новости о заключении новых офсетных контрактов или первых результатах их исполнения. Однако эта тема все же достаточно новая и далеко не у всех есть понимание, что же это такое и как работает. Именно этим вопросам и посвящена наша сегодняшняя публикация.
С вас производство, с нас — заказ
Принятое определение офсетного контракта гласит, что это долгосрочный договор между поставщиком и государством в роли заказчика, который предусматривает два важных обязательства с обеих сторон.
Во-первых, бизнес выполняет здесь роль не только поставщика, но и инвестора, потому что в рамках контракта он должен создать в регионе новое производство либо модернизировать уже имеющееся. Финансирование предприятие должно обеспечить самостоятельно, на государство здесь надеяться не приходится (хотя можно рассчитывать на заемные средства).
А во-вторых, именно государственный заказчик выступает как гарант сбыта произведенной продукции. В договоре обязательно прописываются сроки поставок, объемы продукции и ее стоимость. Таким образом, после запуска производства компании не придется заниматься поиском клиентов с нуля, так как у нее уже будет гарантированный канал продаж.
Как это реализуется на практике? Приведем пример. Фармацевтическая компания «ПСК Фарма» строит уже вторую очередь завода в ОЭЗ «Дубна». В свою очередь региональное правительство только в январе-мае текущего года закупило у компании лекарств на 190 млн рублей.
Вот и получается, что офсетные контракты позволяют минимизировать риски при запуске нового производства в другом регионе, а также более точно просчитать затраты до момента получения первой прибыли. Но важно понимать, что офсет — это не волшебная палочка и не универсальное средство, которое подойдет любому предприятию. У этих контрактов есть свои особенности, которые мы разберем в следующем разделе.
Нюансы, о которых следует помнить
В правовом поле офсеты регулируются федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, в ноябре прошлого года вступили в силу корректировки законодательства, за счет которых стал возможен запуск программ «выращивания» МСП-поставщиков. Они также уточняют возможность заключения офсетных договоров в рамках 223-ФЗ для малого и среднего бизнеса.
Однако, несмотря на все коррективы, заказчиком может выступать только госпредприятие, а поставщиком — исключительно юрлицо. Все торги проводятся на основании конкурса.
Предметом сделки являются продукты питания, медпрепараты, оборудование станки, IT-решения и другие товары и услуги, которые предприятие будет поставлять на протяжении максимум 10 лет — именно столько составляет предельный срок заключения офсета.
Минимальный объем инвестиций установлен в размере 100 млн рублей, а для межрегионального офсета (то есть в случае поставки готовой продукции в два или более региона) — 400 млн рублей. Ранее эта сумма составляла 1 млрд рублей, но была снижена, чтобы облегчить порог входа для малых и средний предприятий.
Инициатором заключения такого контракта выступает администрация заинтересованного региона, которая должна определить стоимость контракта и предельную стоимость единицы товара или услуги. Сам контракт включает в себя условия о соответствии товара специальным критериям, о поставке готовой продукции и об ответственности поставщика.
Последний, как мы видим, не в силах повлиять на вышеперечисленные условия, поэтому очень важно перед подачей заявки на участие в конкурсе тщательно оценить свой финансовый потенциал и риски неисполнения договора. В противном случае это может привести к нежелательным последствия в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков, например.
Зато условия контракта может пересмотреть заказчик и не всегда к обоюдной выгоде. Конечно, все это регулируется дополнительными соглашениями, которые подписывают обе стороны. Но где гарантия, что они не будут вынужденными? Будем честны, в распоряжении государства всегда есть внушительный арсенал инструментов для давления на бизнес.
Вот совсем свежая история: мэрия Москвы пересмотрела условия офсетов с фармацевтическими компаниями «Р-Опра» и «Биокад». Общая сумма поставки лекарственных средств по этим контрактам ранее составляла 32,5 млрд рублей, однако по итогам пересмотра… снизилась до 19,45 млрд рублей. На 40%, на минуточку!
Как выяснил «Коммерсант», который обнаружил дополнительные соглашения к договорам на сайте госзакупок, в случае с «Р-Опра» вина лежит на самой компании — запустила производство с нарушением сроков. Правда, новые сроки были прописаны в допсоглашениях, поэтому обошлось без штрафов. Однако если бы промплощадка была запущена вовремя, то в прошлом году предприятие могло бы отгрузить лекарств на 2,6 млрд рублей.
А вот с «Биокадом» все обстоит гораздо интереснее. Оказывается, изменения в договорах обусловлены изменением схем лечения пациентов и переводом финансирования некоторых медицинских направлений в ОМС или федеральные программы. Здесь невольно возникает вопросы: а почему это должно волновать компанию, которая вкладывала средства в производство, ожидая гарантированного объема заказов по конкретной цене?
Вот и получается, что не все так просто с офсетными контрактами. Да, вполне возможно, что данный случай единичный, но и времени прошло совсем немного с момента их появления как формы ГЧП. А пока всевозможные СМИ и правительственные пресс-службы закидывают нас внушительными цифрами.
Реальность и ожидания
На сегодняшний день большая часть офсетных контрактов — а именно 12 проектов — реализуется в Москве. Девять из них заключены с производителями медизделий и фармпрепаратов, еще два касаются поставок систем хранения, а последний направлен на создание производства продуктов питания для молочных кухонь. Совокупный объем инвестиций по этим договорам с 2017 по 2023 года превысил 19 млрд рублей.
В родном Подмосковье на сегодняшний день заключено всего два офсетных контракта и оба с «ПСК Фарма». Общая стоимость контрактов превышает 5 млрд рублей. По итогам 2022 года и в I квартале текущего года предприятие поставило свыше 178,68 тыс. упаковок лекарственных препаратов. По информации областного Минздрава, общая сумма поставок составляет более 380 млн руб.
Но, как неоднократно сообщал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, на сегодняшний день в регионе ведется работа еще над девятью офсетами. Так, уже есть договоренности с заводом по переработке и утилизации отходов ООО «Дмитровский завод РТИ», предприятием по производству уборочных машин АО «Аргос», а также еще с двумя фармацевтическими компаниями — АО «Бинергия» и ФГУП «ФЦ Двойных технологий Союз».
Оставшиеся пять контрактов разрабатываются непосредственно с Москвой и… тоже касаются проектов в сфере медицины. Такое обилие договоров с производителями лекарственных препаратов и медизделий вызвано высоким уровнем импортных товаров в данной сфере — их доля на рынке превышает 70%.
Что касается офсетов, заключенных непосредственно с МСП, то в целом по России их пока не так уж и много, однако тенденция уже наметилась. Общая сумма контрактов составила порядка 3,1 млрд рублей.
Крупнейший договор — на 2,4 млрд рублей — заключила компания «Интер РАО» с поставщиком из Тульской области, который инвестирует 800 млн рублей в собственное производство. Последний, согласно договору, обеспечит поставку турбинного масла в течение пяти лет.
По мнению гендиректора «Альфа-Форекс» Гузели Проценко, заключение офсетных окажет благоприятное воздействие на экономику России за счет увеличения объема инвестиций малых и средних предприятий в развитие собственных производств. Кроме того, эксперт ожидает, что в текущем году закупки госкомпаний у малого и среднего бизнеса вырастут на 20%.
Офсетные контракты: необычный «зверь» в чаще госзакупок
Комментарии пользователей
-
Комментариев нет