С другой стороны, наличные тоже никуда не делись. Кто-то просто привык именно к такому способу расчета, другие по тем или иным причинам не доверяют «пластику», у третьих просто нет возможности завести счет. Так или иначе, но наличные до сих пор в ходу и вряд ли исчезнут в ближайшее время.
Но как же быть предпринимателям? Ведь большинство бизнес-процессов уже давно перешли в онлайн, расчеты с поставщиками и контрагентами проводятся по безналу, а в некоторых сферах вообще запрещено хранить наличные сверх установленного лимита. На помощь приходит инкассация, о которой мы поговорим в новой публикации.
Зачем нужна инкассация?
В первую очередь стоит разобраться с самим понятием. Итак, инкассация — это транспортировка наличных средств в банк для зачисления на расчетный счет. Расхожее мнение о том, что так называется любое перемещение наличных в пространстве под охраной, ошибочно. В самом определении термина четко прописана конечная точка доставки. Поэтому транспортировка денег из офиса в офис, с точки зрения юриспруденции, так и будет называться — перевозка.Инкассация фактически обязательна для всех средних и крупных предприятий, так как на них распространяется требование ЦБ РФ по соблюдению лимитов остатка кассы. Проще говоря, компаниям данного сегмента запрещено хранить в кассе наличные, объем которых превышает допустимый размер. Лимит рассчитывается по формулам из приложения к указанию Банка России № 3210-У. Подробнее мы писали об этом в другой публикации.
Для малого бизнеса закон не предусматривает обязательное соблюдение лимита кассы, но предприятия могут пойти на это добровольно — как правило, по соображениям безопасности. В таком случае лимиты должны соблюдаться неукоснительно.
Нарушение повлечет за собой штрафные санкции:
- для ИП и должностных лиц — в размере 4-5 тыс. рублей;
- для малого бизнеса — 20-25 тыс. рублей;
- для среднего и крупного бизнеса — 40-50 тыс. рублей.
Виды инкассации
Существует пять основных видов инкассации наличных средств: самостоятельная, через банкомат, с привлечением инкассаторских служб, мобильная и онлайн-инкассация. У каждого вида свои особенности под нужды различных предприятий.Самоинкассация. Самый простой и наименее затратный вариант: предприниматель самостоятельно доставляет деньги в банк. Однако всегда существует риск ограбления в пути, особенно если речь идет о крупных суммах.
Инкассация через банкомат. Фактически это подвид самоинкассации, так как предприниматель самостоятельно доставляет деньги к банкомату, через который происходит зачисление средств на расчетный счет. Такой вариант удобен, когда банкомат расположен в непосредственной близости от места деятельности компании — например, в том же бизнес-центре или в соседнем здании.
Однако есть и минусы. Во-первых, не все банки предлагают возможность самоинкассации через свои банкоматы. У крупных финансовых структур вроде «Сбера», ВТБ, «Т-Банка» или «Альфа Банка» проблем с этим нет, а вот локальные банки не всегда готовы предложить такую услугу.
Во-вторых, у некоторых банкоматов есть технические ограничения на прием купюр определенного номинала — вплоть до невозможности приема, например, пятитысячных банкнот. Кроме того, зачастую банкоматы могут принять за один раз не более 200 купюр. Все это создает дополнительные сложности для предпринимателя, связанные с разменом наличных.
В-третьих, наличие комиссии. В среднем она варьируется от 0,1% до 0,4%. Конкретная ставка зависит от банка и региона. Правда, некоторые банки для привлечения клиентов предлагают льготные условия, например, прием наличных без комиссии в пределах установленной суммы.
Инкассаторская служба. Самый привычный вид инкассации. Кто из нас не видел, как мужчины в бронежилетах и с оружием загружают пакеты с деньгами в брендированный (и бронированный) фургон того же «Сбера»?
Самый главный плюс данного вида инкассации — максимальный уровень безопасности. Соответственно, такой способ используется по большей части для крупных сумм.
Из минусов: необходимость заполнения документов и определенные требования к помещению, в котором будет происходить передача средств. Само собой, стоимость данной услуги тоже будет выше, чем в предыдущем случае: за выезд придется заплатить фиксированную часть в размере 500-1000 рублей плюс до 0,4% от суммы наличных.
Мобильная инкассация. Нечто среднее между самоинкассацией через банкомат и выездом бригады инкассаторов: предприниматель заказывает выезд инкассаторов, которые привозят ему мобильный банкомат. Стоит такая услуга порядка 500 рублей, но доступна только клиентам «Сбера», работающим с терминалами «Эвотор».
Автоматический сейф. Данный вид инкассации предполагает установку автоматизированной депозитной машины (АДМ) в офисе. Когда в нее вносятся наличные, машина самостоятельно их распознает и пересчитывает, а средства сразу же зачисляются на расчетный счет. При заполнении сейфа предприниматель заказывает выезд бригады, которая забирает деньги.
Как правило, установкой АДМ занимается банк (например, такая услуга доступна у «Сбера», «Совкомбанка» и других организаций). Стоимость использования сейфа составляет порядка 5 000 рублей в месяц.
Организация инкассации
Как видно из раздела выше, большая часть способов в той или иной степени автоматизирована либо не требует специальной подготовки. Исключение составляет работа с выездной инкассацией.В первую очередь предпринимателю нужно определить, как часто нужна инкассация. Магазин продуктов, например, может заказывать ее каждый день, чтобы соблюдать лимит остатка кассы. Другим малым предприятиям достаточно проведения инкассации раз в неделю. Минимальная и максимальная сумма также устанавливаются на усмотрение ИП или компании.
Выбор инкассаторской службы зависит, само собой, от предлагаемых условий и тарифов. Но не стоит думать, что достаточно просто заключить договор. Большинство служб перед подписанием документов проверяют здание и помещение, в котором будет проходить инкассация, на соответствие ряду требований. У каждой организации они свои, но некие общие параметры выделить все же можно.
В частности, большую роль играет наличие свободного проезда к объекту по освещенным дорогам. Да, некоторые службы вполне могут отказаться от заключения договора, если торговая точка находится где-то в промзоне и вне досягаемости уличных фонарей.
Еще одним классическим требованием можно назвать наличие парковки у объекта, хотя практика показывает, что порой инкассаторские фургоны останавливаются прямо у дверей на тротуаре.
Основные критерии для помещения, в котором будет осуществляться передача денег: отсутствие любых препятствий на пути следования к нему (в том числе турникетов) и возможность запереть дверь изнутри.
Только при соответствии объекта всем требованиям инкассаторская служба согласится на заключение договора. Здесь тоже есть свои нюансы. Так, договор может быть двусторонним или трехсторонним.
В первом случае он подписывается между клиентом и банком, то есть именно финансовая организация берет на себя обязанность по транспортировке, проверке, пересчету и зачислению средств на расчетный счет.
Во втором случае договор заключается между клиентом, банком и инкассаторской службой. В данной цепочке за перевозку отвечает именно инкассаторская служба, а все остальное возлагается на банк.
На финальном этапе банк выдаст предпринимателю сумку или сейф-пакет для наличных средств.
Отдельно стоит сказать о подготовке непосредственно к инкассации, которая включает в себя несколько этапов.
Сначала кассир или сам предприниматель готовят нужную сумму для транспортировки в банк. Просто пересчитать деньги недостаточно: банкноты нужно разложить по номиналу и пересчитать количество купюр каждого номинала. Эта информация потребуется для заполнения документов.
Речь идет о препроводительной ведомости, которая включает бланк с информацией о предприятии, банке, сумме денежных средств и количестве купюр разного номинала. Аналогичным образом заполняется накладная, так как в части содержимого она дублирует ведомость. Третий документ — квитанция, в которой инкассатор поставит подпись и личный штамп.
После заполнения всех документов деньги упаковываются в сумку или сейф-пакет. Туда же вкладывается препроводительная ведомость, а на внешней стороне закрепляется накладная.
Когда в помещение войдут инкассаторы, его необходимо запереть. Работники инкассаторской службы обязаны предъявить свое служебное удостоверение или паспорт и доверенность на получение денег. Ответственный за проведение инкассации в свою очередь тоже подтверждает личность паспортом.
Кассир или бухгалтер передают инкассатору сумку с деньгами. Он должен убедиться, что сумка запечатана — только после этого инкассатор подпишет квитанцию и заберет деньги. Сама квитанция остается у предпринимателя.