Изменения в розничной торговле региона, вызванные пандемией коронавируса COVID-19, – тема нашей сегодняшней публикации.

 

Одной из самых пострадавших отраслей экономики России стала розничная торговля, особенно – непродовольственными товарами. Массовая приостановка работы торговых центров и большинства непродовольственных магазинов в период карантина и самоизоляции нанесла чувствительный удар по этому сегменту. Реорганизовал свою работу и продовольственный сегмент розницы из-за изменившегося в связи с пандемией коронавируса COVID-19 потребительского поведения россиян: многие из них предпочли покупке продуктов питания и товаров первой необходимости в местах массового скопления людей, к которым, несомненно, относятся объекты розничной торговли, доставку их на дом. 

Упала и покупательная способность населения из-за естественного падения доходов граждан в связи с приостановкой деятельности значительной части предприятий и снижением активности бизнеса из-за введенных мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции. Большая часть сверхзакредитованного населения страны перешла в режим жесткой экономии, в т.ч. и на покупках продуктов питания, не говоря уже о приобретении дорогостоящей бытовой техники, мебели, демисезонной одежды и обуви (а зачем обновы человеку, если он сидит в самоизоляции дома или где-нибудь за городом?!) и прочих «излишеств». 

Правда, было одно исключение: всплеск спроса на компьютеры, мониторы, оргтехнику и офисную мебель (столы, компьютерные кресла и пр.). Он связан с тем, что многие специалисты вынужденно перешли на работу в удаленном режиме – им нужна была техника для качественного выполнения своих обязанностей в домашних условиях. 

Но в целом уровень потребления россиян, включая жителей Подмосковья, в период самоизоляции значительно снизился. С 13 по 19 апреля 2020 года (в дни максимальных ограничений) недельный оборот потребительского рынка региона упал по сравнению со средним «допандемийным» показателем более чем на 40%. 

Зато после отмены ограничений (уже к началу второй декады июля) средний оборот подмосковного потребрынка за недельный цикл показал резкий рост, превысив докризисный уровень на 13%. Значительный вклад в столь впечатляющую динамику внесла розничная торговля. Например, в третьей декаде июля наибольший прирост на потребительском рынка Подмосковья наблюдался как раз в сегменте розничной торговли – на целых 15%. 

Пандемия стала мощнейшим катализатором для роста розничных онлайн-продаж в Московской области: в период карантина их объем в регионе вырос в 14 раз. В некоторые дни действия ограничений население Подмосковья приобретало в онлайн-режиме товаров на сумму до 2,9 млрд руб., а ведь в «допандемийный» период суточный объем онлайн-продаж в Московской области был в районе 200 млн рублей. После отмены карантина объем онлайн-покупок «упал» до суммы 1,3 млрд руб. в сутки, т.е. в сравнении с «допандемийным» уровнем суточный товарооборот онлайн-торговли в регионе увеличился в 6,5 раз. 

Свою лепту в это внес подмосковный малый и средний бизнес, который продолжал расти даже в период пандемии. В течение 3 весенних месяцев 2020 года в Московской области отмечено увеличение количества субъектов МСП: открылось более 13,3 тысячи ИП и юрлиц из сегмента малого и среднего бизнеса, в то же время прекратили деятельность немногим более 12 тысяч субъектов МСП. Так вот, примерно треть (порядка 30%) от общего количества вновь образованных предприятий малого и среднего бизнеса осуществляет деятельность в сфере онлайн-торговли. 

При этом, несмотря на пандемию, в 2020 году развивалась и традиционная розничная торговля. Так, в Московской области в первые два квартала этого года было разыграно более 300 мест для размещения круглогодичных торговых объектов. В регионе активно растет нестационарная торговля, в настоящее время здесь зарегистрировано более 5,7 тыс. нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения и 1,2 тыс. объектов сезонной торговли. В первой половине этого года в Московской области в создание дополнительных торговых площадей было инвестировано порядка 9 млрд рублей, благодаря чему общая площадь стационарных торговых объектов по региону выросла более чем на 100 тыс. кв. метров.

По данным масштабного исследования РИА Новости розничной торговли в субъектах РФ по итогам первой половины этого года, Московская область занимает по стране второе место по объему розничного товарооборота, уступая лишь российской столице: 7,8% от общероссийского объема приходится на долю Подмосковья. Регион входит в топ-3 субъектов РФ и по обороту розничной торговли на душу населению (154,2 тыс. рублей), пропустив вперед только Москву и Сахалин.

При этом в январе-июне 2020 года оборот розничной торговли в Подмосковье по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 5,2%. Таким образом, в общероссийском рейтинге по этому параметру (изменению розничного товарооборота) Московская область занимает только 43-е место. 

При этом необходимо отметить, что рост оборота розничной торговли в первой половине этого года отмечен всего в 6 регионах России, в 72 субъектах РФ этот показатель снизился. Например, Москва занимает 51-ю позицию рейтинга с падением розничного товарооборота в январе-июне 2020 г. на 6,8%. Учитывая темпы роста розничной торговли в Подмосковье, набранные во второй половине прошедшего лета, Московская область по итогам третьего и четвертого кварталов 2020 года наверняка займет в этом рейтинге значительно более высокое место.

Обсудить на форуме для предпринимателей

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет