Аналитики компании «МойСклад» проанализировали обороты более 16000 компаний малого и среднего бизнеса за четыре недели до и после даты объявления частичной мобилизации и сравнили с аналогичными данными за прошлый год. Результаты показали, что в целом по стране падение продаж у небольших компаний составило 8% по сравнению с 2021 годом и 3,7% по сравнению с периодом августа-сентября.
В Московской области показатели чуть ниже общероссийских – сокращение объемов продаж год к году составило 7%, при сравнении по месяцам – 6,7%.
Самое сильное падение оборотов наблюдается в Иркутской (26%), Самарской (19%) и Ленинградской (18%) областях, а в Татарстане, Красноярском крае и Новосибирской области наблюдается даже рост (8-14%).
По мнению аналитиков компании «МойСклад», проводившей исследование, такая статистика продаж компаний малого и среднего бизнеса в целом отражает повышенный пессимизм потребительского поведения россиян. Ухудшение ситуации стало результатом падения реальных доходов населения, роста безработицы и объявления частичной мобилизации.
Особо отмечается, что в апреле-мае обороты компаний практически вернулись к дофевральским показателям, а далее демонстрировали сдержанный, но стабильный рост. Однако объявление мобилизации полностью нивелировало наблюдавшийся ранее рост выручки МСП-компаний.