Как показало исследование компании Strategy Partners (его данные приводит "Коммерсантъ"), внутри сектора самозанятых формируется разделение работников на две группы — самозанятых-профессионалов (к этой группе относят себя 63% опрошенных) и самозанятых-предпринимателей (37%). Последние при этом довольны своими успехами больше, чем самозанятые-профессионалы (68% против 55%). При этом и те и другие заинтересованы в повышении квалификации для дальнейшей самореализации — 63% в своей сфере деятельности, 37% в сфере предпринимательства (хозяйственное право, маркетинг, налоги).
Большинство участников исследования устраивает действующий налоговый режим для самозанятых (так ответили 40% опрошенных). Однако часть респондентов заявили, что переросли масштабы деятельности, законодательно ограниченные режимом, готовы отказаться от статуса самозанятого и открыть ИП (16%) или создать юридическое лицо (18%). Еще 4% готовы уйти в серую экономику — одной из причин этого может быть недостаточная гибкость режима. Например, уход в нелегальный сектор может провоцировать невозможность совместной работы для самозанятых: 62% опрошенных считают необходимым разрешить в некоторых ситуациях работать с другими самозанятыми, не объединяясь в единую компанию.
Основным источником заказов в этом секторе рынка труда являются онлайн-платформы. 89% респондентов используют онлайн-сервисы для работы (эта доля выше среди самозанятых в возрасте до 25 лет — 92%, среди людей старшего возраста она равна 72%). Ранее эксперты уже отмечали интерес самозанятых к платформам и призывали к пересмотру регулирования трудовых отношений, поскольку действующая система не может обеспечить социальные гарантии таким работникам.