Лизинговые компании не смогли решить проблему дефицита предметов лизинга для малого бизнеса, начавшуюся весной этого года. Частичное замещение произошло в массовых и нетехнологичных сегментах, в основном, за счет переориентации на китайских производителей. Но азиатские марки плохо известны потребителям, часто не имеют представительств в РФ и тоже испытывают политическое давление, даже при желании поставлять товары на российский рынок.
Альтернативным вариантом является замена продукции иностранных поставщиков подержанной техникой. В «СберЛизинге» продажи подержанных машин выросли в первом полугодии на 300%. Но эффективной замены многих товаров попросту нет. В частности, для сегмента такси, где пользовались популярностью европейские седаны, альтернатив у китайских производителей нет, поэтому спрос среди таксопарков в целом упал.
«Многие игроки российского рынка сейчас напрямую закупают контейнеры у китайских производителей, которые способны производить их большими объемами и в короткие сроки. И курс доллара способствует такой политике», — рассказывает управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинга» Оксана Ивановская. Стоимость контейнеров российского производства существенно выше, подчеркивает она.
Вместе с тем участники рынка отмечают трудности, сдерживающие развитие «восточного направления». «Требуется расширение модельного ряда брендов, формирование привлекательной ценовой политики, большая популяризация китайских марок в России, а также развитие корпоративного направления продаж», — поясняет медленные темпы замещения гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров.
Необходимо время, чтобы транспортные средства получили сертификат соответствия для массового импорта в Россию. В результате рост доли азиатской техники не отменяет общего снижения объемов продаж на рынке лизинга. Сокращается количество сделок при сохранении того же количества лизинговых компаний на рынке, отмечают его участники.