Значение малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес является одним из краеугольных камней современной рыночной экономики большинства развитых и развивающихся стран.
Например, в странах ЕС малый бизнес – это:
- 90 % общего числа предприятий;
- 50 % общего оборота и добавленной стоимости;
- 70 % всего занятого населения.
В США:
- 54 % всех занятых;
- 35 % чистого дохода.
В Японии на долю предприятий с числом занятых до 300 чел. (99,5 % всех предприятий) приходится 78 % занятых и 52 % всех продаж.
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП США – 52 %, ЕС – 67 %, Японии – 55 %.
Фактически, малый бизнес в развитых странах является не только одной из ключевых экономических сил, без которых невозможно стабильное экономическое развитие. Учитывая количество экономически активного населения, занятого в этой сфере, малый бизнес – становой хребет, на котором базируется, в первую очередь, стабильность политической ситуации в стране. Это, по сути, и есть средний класс, без которого, как известно, невозможно обеспечить политическую и экономическую стабильность в обществе.
Прекрасно это понимая, руководство всех без исключения развитых и развивающихся стран уделяет самое пристальное внимание поддержке малого предпринимательства.
Основными формами государственной поддержки малого бизнеса являются:
- упрощение законодательства, административных процедур;
- финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства с использованием государственных субсидий;
- содействие развитию малого бизнеса в наукоемких отраслях, ориентированных на разработку и внедрение инноваций;
- содействие малому бизнесу в сфере подготовки и переподготовки квалифицированных кадров;
- содействие предпринимательству в выходе на внешние рынки;
- установление льготных режимов налогообложения для малого и среднего бизнеса;
- предоставление госгарантий в виде обеспечения под привлекаемые кредиты на развитие малого бизнеса;
- всемерная консультационная и информационная поддержка малого и среднего бизнеса и многое другое.
Для практической реализации всех форм поддержки малого предпринимательства в развитых странах образуется целая инфраструктура организаций, финансируемая государством.
Сюда входят различные центры предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию малого бизнеса (гарантийные фонды), фонды микрофинансирования, консультационные центры развития предпринимательства и пр., основной функцией которых является поддержка малого и среднего предпринимательства.
Обращаясь к России, можно отметить, что и российское руководство в полной мере осознает необходимость всесторонней поддержки малого бизнеса, как ключевого элемента экономической системы, обеспечивающего экономическую и политическую стабильность в обществе.
В настоящий момент государственный механизм, направленный на поддержку малого и среднего предпринимательства активно развивается. На разных уровнях государственной власти идет разработка и опробование различных форм поддержки малого бизнеса, формируется инфраструктура организаций, ответственных за содействие предпринимательству в его развитии.
Активная дискуссия о необходимости поддержки малого бизнеса в России ведется уже, фактически, с начала перестройки.
В конце 90-х-начале 00-х годов появились отдельные программы по поддержке субъектов малого предпринимательства, финансируемые как государством, так и специализирующимися на этой тематике зарубежными некоммерческими организациями (например, Центр предпринимательства США-Россия, созданный в 2002 году).
Однако системный подход к развитию малого бизнеса был положен в 2007 году принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Закон определяет общие понятия в сфере малого и среднего бизнеса и устанавливает базовые правила государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Ключевые моменты, установленные законом:
- критерии отнесения предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства;
- субъекты малого и среднего бизнеса, не охватываемые системой господдержки;
- трехуровневая система поддержки малого бизнеса (федеральный, региональный и муниципальный);
- формы поддержки малого предпринимательства и методы их реализации.