Ведомственные пресс-службы, чиновники всех мастей и околоправительственные сайты ежедневно анонсируют переход очередной услуги в онлайн-формат или щедро сыплют положительной статистикой: сколько людей воспользовалось цифровыми благами за такое-то время, как сильно снизились сроки предоставления услуг и так далее в том же духе.
Но официальные данные — это, конечно, хорошо, и мы им, разумеется, верим. Но не зря же народная мудрость гласит: «доверяй, но проверяй». Центр развития предпринимательства Московской области открывает новый цикл статей. В них мы пройдем весь путь, который предлагают осилить бизнесу радеющие за него государственные мужи. В рамках эксперимента мы протестируем несколько сервисов, чтобы выяснить — а так ли все хорошо и просто, как нам обещают чиновники?
И для первой статьи мы выбрали на Региональном портале госуслуг МО услугу с длинным названием «Предоставление права на размещение мобильного торгового объекта». Говоря по-русски, попросили у муниципалитетов место для тележки по продаже кукурузы.
Но для начала необходимо определиться с терминами. Так, есть НТО — нестационарные торговые объекты, площади под которые по общему правилу предоставляются на торгах. Они включают в себя МТО — мобильные торговые объекты. Это и есть наши пресловутые тележки под кукурузу, мороженое или хот-доги, которые можно получить без торгов.
В каждом муниципалитете действует схема размещения НТО, она же должна включать в себя и МТО. В схеме указывается адрес объекта, вид объекта, специализация объекта, срок действия схемы. При ее составлении должны учитываться нормативы минимальной обеспеченности населения Московской области объектами НТО, утвержденные Постановлением Правительства Московской области от 28.03.2017 № 221/10.
А вот найти такую схему — задача не из легких. К сожалению, единого интернет-ресурса, на котором были бы опубликованы схемы размещения НТО всех муниципалитетов Подмосковья, попросту не существует.
Да и саму схему размещения на сайтах администраций муниципальных образований найти очень и очень сложно. Лучше всего искать через старый добрый поисковик: например, ввести запрос «размещение НТО в Лотошино». Другой вариант: позвонить в приемную местной администрации и попросить, чтобы направили к должностному лицу, компетентному в данном вопросе.
На инвестпортале Московской области свободные для размещения НТО места отмечены на карте, однако зачастую отсутствует конкретная информация об объекте и данные подразделений, курирующих работу с НТО.
Подготовка к эксперименту
Краткое, но растиражированное описание нужной нам услуги гласит: «На странице есть перечень мест для торговли, из которого можно выбрать любую понравившуюся площадку. Также необходимо указать срок, на который будет размещено сооружение, – от двух месяцев до полугода. Важное условие для получения услуги: предпринимателю необходимо находиться в реестре МСП, также не должно быть задолженности по налогам. Место предоставят без торгов за 7 рабочих дней. Услуга предоставляется бесплатно. Решение поступит в личный кабинет на портале госуслуг Подмосковья».Что ж, вроде бы все просто и понятно. Чтобы охватить весь путь и потенциальные препятствия, мы вооружились легендой о том, что некий занятой предприниматель решился решил масштабировать бизнес и заняться мобильной торговлей. Про занятого было сказано специально, так как заявку мы решили подавать не от ИП, а от его представителя.
Вот перечень обязательных для предоставления документов, который опубликован на странице услуги на РПГУ:
● Документ, удостоверяющий личность заявителя;
● Фотография внешнего вида МТО
● Фотография внешнего вида МТО (вид сзади)
● Фотография ПТС с его наименованием, определяемым назначением транспортного средства, которое позволяет вести торговлю в мобильных торговых объектах (у нас ее и не было, но она и не пригодилась)
● Фотография договора поставки (в случае обращения в Московский областной фонд микрофинансирования по программе «Фудтрак») (отсутствовала, так на размещение фудтрака мы и не претендовали)
● Документ, подтверждающий право пользования объектом мобильной торговли/мобильным пунктом быстрого питания (отсутствовал и не пригодился)
А вот что у нас было на старте:
1. Реально зарегистрированный ИП;
2. Реквизиты этого ИП;
3. Доверенность на представителя (подчеркнем: она не была заверена нотариально! Впоследствии это сыграет свою роль в одном из муниципальных образований);
4. Скан паспорта представителя и заявителя;
5. Фотографии несуществующей тележки с кукурузой.
На последнем пункте остановимся чуть подробнее. Само собой, тележки у нас никакой не было, равно как и мыслей о том, что ее существование необходимо будет доказывать. Это на заметку тем, кто планирует подавать заявку параллельно с покупкой тележки. Дело в том, что на одном из этапов система запрашивает две фотографии нашего объекта мобильной торговли. На самом деле, выход из ситуации нашелся быстро. Мы просто «одолжили» фото нужного объекта на Авито, предварительно обрезав водяные знаки. Этого оказалось более чем достаточно.
Хождение по округам
Затем встал вопрос о муниципалитетах, в которых мы намеревались организовать торговлю кукурузой. Изначально планировалось подать заявки в 5-6 округов, посмотреть, как у них организована эта работа, какие места и по какой цене они могут предложить малому бизнесу. Однако на практике пришлось увеличить охват до 18 муниципалитетов.Почему? Потому что… «Ни одна карточка не подошла по параметрам». Фактически это означает, что в данном округе нет места под размещение нашей тележки (и не только). Неоднократное изменение параметров тележки и самого типа МТО неизменно приводило к появлению данной надписи.
Итак, на момент 26 июля 2023 года, когда подавались заявки, не получилось выбрать место в следующих округах: Одинцово, Подольск, Дмитров, Красногорск, Лотошино, Лыткарино, Мытищи, Пущино, Химки, Шатура, Щелково, Электрогорск и Черноголовка. В итоге в наш эксперимент попали только Истра, Люберцы, Солнечногорск, Богородское, Серпухов и Дубна. Подробнее о том, удалось ли нам в итоге получить заветный проект договора, написано в предпоследнем разделе, а пока расскажем о некоторых нюансах заполнения заявки.
Семь кругов бюрократических формуляров
Точкой старта, как уже говорилось выше, для нас стал Региональный портал госуслуг МО (РПГУ), а конкретно вот эта страница. Описывать весь процесс подробно не имеет смысла: на каждом этапе (а их всего семь, если не считать последнего, где требуется только перепроверить правильность данных) заявитель сам увидит, что конкретно от него требуется. Остановимся лишь на паре интересных моментов.Так, после заполнения всевозможных форм с паспортными данными мы дойдем до раздела «Подбор объекта» (скриншот слева). В нашем случае это выглядело так: тележка с кукурузой, срок — 2 месяца, минимальная площадь — 2 кв. м. Что интересно: в графе «период размещения» можно выбрать срок 1 месяц, вот только, напомним, нормативная база гласит, что для МТО срок размещения составляет не менее 2 месяцев. В ходе нашего эксперимента в одном из округов мы решили выбрать именно месячный срок размещения. Что из этого вышло — читайте в соответствующем разделе.
На следующем этапе нам предлагают выбрать подходящую для размещения площадь на карте муниципалитета. Доступные места отмечены кружочками. Кликнув на такой, можно получить информацию о местонахождении площадки и стоимости размещения на месяц. Внутри одного населенного пункта (не округа, именно пункта!) стоимость одинакова для всех приведенных площадей. К слову, заметна естественная тенденция: чем дальше округ расположен от Москвы, тем меньше арендная плата.
Затем нам предложат более детально рассказать о нашем МТО. Поля с серой заливкой заполняются автоматически (хотя и здесь не обходится без багов — из-за одного такого мы, к сожалению, не смогли получить площадку в Серпухове, но подробнее об этом чуть позже).
В разделе «специализация» (скриншот справа) на выбор предлагаются «хот-дог», «кукуруза», «мороженое» и так далее. Мы выбрали «кукуруза», а остальные поля заполнили в соответствии с описанием нашей тележки на «Авито».
В конце остается только подгрузить документы. И хочется сразу предупредить всех тех, кто пойдет нашим путем! Не стоит думать, что никакой мороки с бумагами больше не будет. В большинстве случаев вам придется отправлять в администрации дополнительные документы, которые к тому же разнятся от муниципалитета к муниципалитету, что нас удивило в данном случае сильнее всего!
Наблюдения и результаты
Первым округом, в который мы подали заявку, стал Истринский. Тут важно отметить, что на момент отправки заявления на РПГУ предлагалось шесть объектов: три непосредственно в Истре и столько же в селе Новопетровском.
Все площадки в Истре располагались в центральном районе на небольшом «пятачке» очень близко друг к другу. Стоимость аренды для всех установлена на одном уровне: 1801,86 рублей в месяц.
В селе Новопетровское ситуация примерно аналогичная: все площадки для размещения находятся в непосредственной близости друг от друга на территории пляжа за неким Домом Культуры. Пляжи в летний период всегда пользуются популярностью, поэтому можно считать предложенные места довольно удачными. А стоимость аренды оказалась и того ниже: всего 476,05 рублей за место в месяц.
Ради интереса, мы решили сравнить количество площадок для размещения с указанным в официальной документации. На сайте администрации Истры нашлась схема размещения только от 11 марта 2021 года. Интересно, что в ней отмечено целых 42 места, на которых можно поставить МТО. Правда, на ней не уточняется, какие из них заняты, но сам факт: на РПГУ доступно ровно в семь раз меньше!
Кроме того, мы заглянули на широко распиаренный инвестпортал МО. Там предлагалось уже 51 место! Но случайная выборка показала, что подать заявку на них нельзя — отсутствует сама кнопка. Вот и непонятно: то ли они уже заняты, то ли причина в чем-то другом.
Здесь мы позволим себе небольшое отступление. Такой разброс вполне закономерно вызвал у нас ряд вопросов, поэтому было решено проверить, как обстоят дела в тех округах, где РПГУ не предложил подходящих объектов.
Напомним, из 18 округов таковых оказалось 12. Сразу оговоримся, попытка изменить параметры — от типа МТО до его размеров — ни к чему ни привели. Все то же всплывающее окно с уведомлением «Ни одна карточка не подошла по параметрам» и пустая карта.
В итоге решили порыться по нормативке двух округов — Одинцовского и Подольска. В первом, согласно схеме от 2019 года, числится 67 мест под МТО, на инвестпортале их показано немногим меньше — 63, но, опять же, заявку подать не получится, так как нет соответствующей кнопки.
В Подольске схема размещения оказалась совсем свежей — от 2023 года. В ней четко видно, что под тележки предназначено 17 площадок. Инвестпортал выдает аж 44 объекта, но без возможности заявиться на них. Такой разнобой в данных вызывает по меньшей мере недоумение, ведь существует нормативная база, в которой четко говорится о том, что в каждом муниципалитете должна быть конкретная схема утвержденных мест для размещения НТО и в том числе мобильных торговых объектов.
Более подробно мы об этом поговорим в заключении, когда подведем итоги эксперимента, а пока вернемся к нашей заявке. Вопреки известному выражению «первый блин комом», с Истрой все прошло максимально быстро и гладко. Запрос мы направили в пятницу, 21 июля, а уже в среду 26 июля в личный кабинет пришел проект договора, который оставалось только подписать электронной подписью. Это первый и единственный раз в нашем эксперименте, когда не потребовалось никаких дополнительных документов.
Заявки в остальные муниципалитеты мы направили уже 26 июля, все в один день. В Люберцах (слева) нам было предложено всего одно место — ближе к концу Комсомольского проспекта. На скриншоте видно, что сравнительно недалеко начинается СНТ. Невольно возникают мысли о том, что вряд ли садоводы и дачники будут сильно заинтересованы покупкой кукурузы. И в этом случае возникают вопросы к логичности предлагаемого расположения.
Однако выбирать все равно не из чего, поэтому заявку отправили. Нам перезвонили только в понедельник, 31 июля, и сообщили, что в этом месте есть проблемы с подключением к электричеству. Вежливая девушка из администрации сказала, что можно попробовать подать заявку в Мособлэнергосбыт, и тут же уточнила: «Она должна формироваться автоматически, но у нас это не работает».На следующий день она перезвонила еще раз: оказалось, нужно дослать еще ряд документов для правовой экспертизы — список прислали на электронную почту. Итак, что же потребовалось? Скан паспорт заявителя (разворотная часть и прописка), сканы или фото реквизитов с расчетным счетом, а также свидетельств ИНН и ОГРНИП. В тот же день отправили все необходимое, а 3 августа получили проект договора.
С одной стороны, цель достигнута, но вот с другой… Опустим даже сам факт запроса дополнительных документов. В итоге-то потенциальный предприниматель получает место для расположения тележки там, где его продукт может оказаться невостребованным, а самое главное — на этой площадке даже нет возможности подключения электричества! И тогда зачем все это? Платить аренду за то, чтобы разместить свою тележку там, где она просто не будет работать? Абсолютно бесполезная история.
Следующим в нашем эксперименте стал городской округ Солнечногорск. И здесь мы решили в графе «Сроки размещения» указать, вопреки нормативной документации, один месяц, а не два. Ведь техническая возможность есть — это первый же вариант в выпадающем окне.
На самом деле, возникает некое противоречие между регламентом оказания услуги и подачей заявки. Первая же мысль, возникающая в таком случае: «А может быть, сроки уже скорректировали и теперь можно податься на месяц?»
Нет, нельзя. Об этом нас уведомила представитель администрации в телефонном звонке. Однако она же поделилась хитрым лайфхаком: можно подать заявку на два месяца, а затем расторгнуть — это не возбраняется. А еще нам сообщили, что в доверенности на представителя отсутствует право подписи документов. Кроме того, она не заверена нотариально. Все эти факторы ведут к отказу.
Отметим, в других округах — ни до, ни после Солнечногорского — ни у кого не возникло никаких претензий к доверенности. Остается только гадать, с чем это связано — ответственные чиновники в других администрациях недоглядели или в Солнечногорском проявляют излишнюю бдительность?
В итоге нам посоветовали заново направить заявку, но уже от самого ИП, а не от его представителя, чтобы избежать мороки с доверенностью, а также указать положенные два месяца в соответствующей графе. На этом этапе мы решили остановится, чтобы не разрушать легенду, а потому проверить дальнейшую работу администрации Солнечногорского округа не смогли.
Однако если бы мы действительно нуждались в площади для размещения МТО, то продолжили бы свои изыскания. В принципе, выбирать в этом городском округе есть из чего: 8 мест, в том числе в парке, на площади и, судя по всему, в центре города (справа).
Правда, цены в сравнении с другими округами сильно «кусаются». Все-таки 6000 рублей в месяц.
В городском округе Богородское региональный портал госуслуг предложил нам 6 объектов. Вот только цена аренда была указана лишь у одного — 874,58 рублей в месяц. Его-то мы и выбрали. У всех остальных вместо цены стояла загадочная точка.
Но и здесь нас ждал отказ. Оказалось, в ОКВЭДах нашего ИП не нашлось ни одного, связанного с торговлей. В администрации нам предложили быстро зарегистрировать новый вид деятельности и дослать пакет следующих документов: свидетельство о регистрации в ФНС, карточку предприятия с реквизитами и справку об отсутствии задолженности по налогам. В этом случае наша заявка получила бы одобрение, а мы — проект договора.
При этом без комментариев остался тот факт, что, в соответствии с действующим законодательством, предприниматель имеет право заниматься любыми видами деятельности вне зависимости от ОКВЭДов, если они не запрещены законом.
А вот самая интересная и, пожалуй, нелепая история ждала нас в Серпухове. В этом округе было выставлено всего одно место на пересечении сразу нескольких дорог. Вот только мы не смогли даже заявку подать.
А причина в баге РПГУ. Дело в том, что поле «Гарантирующий поставщик, с которым планируется заключение договора энергоснабжения» оказалось незаполненным, вот только вручную его тоже заполнить нельзя (слева)! А без этого система не пропускает к дальнейшим этапам подачи заявки. Итог: место под размещение есть, но из-за неисправности на портале получить его нельзя.
Последним округом, в котором мы пытались разместить нашу тележку, стала Дубна. В нем же, кстати, больше всего мест — в тот момент на портале было доступно 16 объектов с арендной платой 1017 рублей в месяц.
В целом, проблем никаких не возникло. Только один раз позвонили из администрации и попросили приложить копию паспорта нашего ИП, а уже 4 августа прислали проект договора.
Выводы
Как показал наш эксперимент, широкий пиар со словами «легко», «доступно», «просто» чаще всего не слишком-то соответствует действительности. Да, заполнение заявки и впрямь не составит проблему, но вот цель-то конкретная — получить место под размещение тележки!
Итак, краткие итоги. Мы попытались подать заявки в 18 округов. Фактически это сделать удалось только в пяти. В двух из них мы получили отказ. Еще в трех нам-таки прислали проект договора. Но по-настоящему без проблем и заморочек это удалось сделать только в двух. В переводе на сухой и безжалостный язык цифр — это всего 11%.
Что же показал наш эксперимент? Давайте вместе подведем единую черту.
- Несоответствие между базами объектов. Снова и снова мы будем подчеркивать один простой, но важный факт: нормативная база предписывает существование единого списка (схемы) мест для размещения нестационарных торговых объектов (в том числе МТО) на сайтах администрации муниципалитетов. Одна из проблем в том, что сами списки могут оказаться безнадежно устаревшими — даже на четыре года! Другая заключается в том, что их чрезвычайно сложно найти. Но самое главное: количество объектов, которые предлагаются на РПГУ, не соответствует заявленному ни в пресловутых списках, ни тому, что показывает инвесткарта МО. И здесь мы переходим к следующей проблеме…
- Умножение сущностей. Выходит так, что предпринимателю приходится рыться сразу в трех базах, но на практике он может получить площадку только из одной. Случайная выборка на инвесткарте не привела нас к возможности подать заявку. Проведем аналогию с программой «Недвижимость за 1 рубль». Кликнув на соответствующий объект на этой карте, предприниматель сможет перейти на его страницу и с нее направить заявку по специальной кнопке. Но в случае с местом для размещения МТО такой кнопки просто нет. Тогда зачем они вообще нужны на этой карте? Чтобы вводить в заблуждение? Какой смысл от нее, если фактический выбор объектов происходит только в ходе подачи заявки на РПГУ из списка, который «не бьется» ни с одной из баз? Может быть, в этом случае нам показывают только свободные для размещения площади? Или же другие места просто еще не все внесли? Никаких объяснений на этот счет не дается.
- Пакет документов из описания услуги не является исчерпывающим. Его хватило только при подаче заявки в Истру. Все остальные округа запросили дополнительные сведения. Это немного не то, что ожидает предприниматель после прочтения описания услуги. Ведь на практике вполне реальна ситуация, когда человек подаст заявку, рассчитывая на обещанную легкость в получении места, а ему позвонят и затребуют еще кипу различных бумаг. И далеко не факт, что в этот момент все нужные бумаги окажутся под рукой. В таком случае последует отказ из-за непредоставления нужных документов в срок, и заявку придется подавать заново. Очень нерациональная трата времени.
- Отсутствие единого пакета документов и требований для всех округов. Каждый муниципалитет запрашивает свое: одни — скан паспорта непосредственно ИП, другие — справку об отсутствии задолженности по налогам. Аналогично с требованиями: где-то доверенность должна быть заверена у нотариуса, а кому-то этого не нужно, зато появляются непонятные требования к ОКВЭДам.
- Техническая часть подачи заявки тоже оставляет желать лучшего. В описании объектов на карте вместо стоимости может стоять только точка; при сильном приближении карта вообще исчезает; также мы столкнулись с подвисаниями сайта при заполнении формы. А иные баги вообще не дадут получить место, как это было в случае с Серпуховым!
Безусловно, само наличие такой услуги в электронном формате — это хорошая и правильная инициатива. Но остается общее впечатление, что ее оказание не продумано до конца или плохо регламентировано, что порой вызывает недоумение, а то и серьезные препятствия для достижения заветной цели.
Получается, что под соусом из масштабного пиара и громких лозунгов предпринимателям предлагают достаточно сырой продукт! Предварительное тестирование могло бы убрать или минимизировать хотя бы технические баги! Но именно из-та такой реализации, из-за всех вышеперечисленных аспектов ситуация будет складываться следующим образом.
Предприниматель, узнав, как ему облегчили жизнь, захочет воспользоваться услугой, но столкнется с рядом препятствий, которые могут вообще не привести к желаемому результату. Наверное, ответственные люди со временем все доработают и устранят ошибки. Вот только не лучшее первое впечатление отобьет у пользователя всякое желание возвращаться к новым сервисам. И зачем тогда будет нужен этот замечательный и отлаженный с опозданием механизм, если им никто не захочет пользоваться?