19.jpgПоддержка малого бизнеса, похоже, в очередной раз выбывает из государственных приоритетов. По крайней мере новостной фон на эту тему становится все печальней.

В апреле этого года были изменены условия по программе промышленной ипотеки. Ставка стала плавающей и была привязана к ставке рефинансирования ЦБ РФ. По состоянию на октябрь, с учетом роста ставки рефинансирования, ставка по промышленной ипотеке уже составляет 14 % годовых (для технологических компаний – 12 %). Это еще, конечно, далеко не коммерческая ставка, но уже и не изначальные 3-5 %, которые действительно выглядели как хорошая поддержка малому производственному бизнесу.

В июле этого года пошли новости о намерении властей, по сути, свернуть с 2025 года основную программу льготного кредитования малого бизнеса – программу 1764 и ее ответвление – программу стимулирования кредитования. Предполагается, что в 2025 году средства на эту программу будут выделяться в объеме, достаточном для субсидирования процентной ставки по уже выданным кредитам, но новое кредитование станет недоступным. Впрочем, новое кредитование по программе было прекращено фактически одновременно с появлением новостей об изменениях.

Если ухудшение условий по промипотеке для подавляющей массы предпринимателей прошло незамеченным (сколько-нибудь активного кредитования по ней все равно не было в силу скудости выделяемых лимитов), то с программой 1764 ситуация совсем иная. Так, по данным Минэкономразвития в 1-м квартале 2024 года по этой программе малым и средним бизнесом было привлечено более 130 млрд.руб. При этом более половины кредитов – 68 млрд.руб. – было выдано малому и среднему производственному бизнесу, и в ряде промышленных отраслей, по данным уже ЦБ РФ, доля кредитования по программе 1764 с начала года превысила 25 %. То есть речь идет о прекращении очень значимой меры поддержки, в особенности для производства.

В сентябре добрались уже и до «священной коровы» - высокотехнологичных компаний. Как сообщает РБК, Корпорация МСП уведомила высокотехнологичные предприятия о росте ставки с 3 до 12 % годовых по программе кредитования инновационного МСП, запущенной в марте 2022 года. Обоснование – исчерпание бюджетных ассигнований на субсидирование процентной ставки. При этом ставка повышается не только по новым кредитам, но и по уже выданным, что, конечно, не могло не шокировать тех, кто уже успел взять кредит: тяжело планировать финансы, когда у тебя неожиданно может в 4 раза увеличиться процентная ставка по заемным деньгам. Более того, судя по информации с сайта МСП-банка, который непосредственно и занимается этим видом кредитования, пока кредиты по этой программе "в связи с исчерпанием финансирования на 2024 год" перестали выдавать вообще.

Основная причина всех этих пертурбаций очевидна – рост ставки рефинансирования ЦБ РФ и, как следствие, необходимость тратить все больше государственных денег на субсидирование разрыва между льготными ставками и ставкой рефинансирования. Другими словами, государству становится все накладней поддерживать малый бизнес. Чтобы подсластить нетленное «денег нет, но вы держитесь» параллельно вбрасывается тезис о том, что у нас безудержно растет экономика, вместе с ней и малый бизнес, а раз все и так растет, то зачем продолжать спонсировать этот рост за счет бюджетных средств, разгоняя инфляцию?

Оставим анализ реального наличия и причин экономического роста для более серьезных исследований. Предполагаем, что какой-то рост, конечно, есть, но ситуация в малом бизнесе все-таки не столь радужная, как рисуется в отчетах. Проблема в другом: этот рост во многом и есть следствие всех этих стимулирующих мер. Если их убрать, долго еще этот рост продлится?

Как показывает практика, малый бизнес заинтересован, в первую очередь, в финансовой и имущественной поддержке. С имущественной поддержкой мы неоднократно разбирались, ее объем минимален. Если еще и убрать финансирование, в чем тогда государственная поддержка будет выражаться? Остаются только разнообразные гранты и субсидии. Но, во-первых, все-таки в сравнении с суммарными потребностями бизнеса в финансировании - это просто мизерные деньги. А, во-вторых, что-то подсказывает, что и здесь скоро начнется максимальное урезание. Останется, разве что, поддержка в виде предоставления обеспечения по кредитам за счет региональных гарантийных фондов и зонтичных поручительств Корпорации МСП. Однако много ли предпринимателей сможет брать кредиты по нынешним ставкам, пусть даже государство поможет с предоставлением обеспечения? Вопрос риторический.

Да, чуть не забыли: есть же еще третье направление поддержки – информационно-консультационное. Не знаем, собираются ли его как-то сокращать, но даже если соберутся, то думается, что «отряд не заметит потери бойца». Более того, сдается, что как раз в этом направлении оптимизация была бы кстати и позволила бы высвободить какие-то ресурсы на более содержательные вещи. Иногда создается впечатление, что у нас в приоритете больше бесконечное развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, чем сам малый бизнес.

В общем, то ли у государства деньги на поддержку закончились, то ли решено, что она малому бизнесу не особо и нужна. Уже так поддержали, что скоро его доля в ВВП и без поддержки достигнет вожделенные 50-60 %. Так что его не стимулировать, а возможно, наоборот, нагружать надо. Так, оказывается, и сам бизнес считает. И это не анекдот: по данным РБК в сентябре этого года «Деловая Россия» обратилась в Правительство РФ с предложением увеличить порог зарплаты, с которого малый и средний бизнес платит страховые взносы по льготной ставке 15 % с одного МРОТ до двух. Экономия от льготного тарифа по итогам 2022 года оценивалась Минэкономразвития приблизительно в 550 млрд.руб. Cоответственно, всю эту нагрузку предлагается вернуть обратно на предпринимателей. Сами ли представители «Деловой России» догадались до этого или их это попросили озвучить – неизвестно, но общий месседж понятен: малый бизнес у нас окреп, и нечего бюджетные средства на его поддержку впустую тратить.


Директор ЦРП МО Джафар Джафаров


Комментарии пользователей

  • Комментариев нет