Благое начинание пока так и не получило содержательного наполнения.
Перечни, конечно, были сформированы и размещены в официальном доступе, как то предписано законом.
Например, Росимущество, по состоянию на ноябрь 2022 года включило в такой перечень по Московской области аж один! земельный участок и 21 здание/сооружение. Можно, конечно, подумать, что, возможно, больше федерального имущества в Московской области особенно-то и нет. Однако на том же сайте Росимущества бросается в глаза качественно сделанный раздел под названием «Маркетплейс». Из него мы узнаем, что в Московской области у Росимущества, т.е. в федеральной собственности, имеется 248 зданий и сооружений, 108 помещений и как минимум несколько сотен земельных участков, которые предлагаются на продажу или в аренду. Однако это имущество или хотя бы какую-то его часть в перечень никто включать не торопится. Предполагаем, что у Росимущества есть первостепенная задача - наполнять бюджет. Для этого имущество надо не сдавать малому бизнесу в аренду на долгий срок по льготным ставкам, а как можно быстрей продавать по рыночным. Вот только к чему тогда эта профанация с «перечнями имущества для льготной аренды малому бизнесу»?
Можно возразить, конечно, что имущество на «Маркетплейсе» можно не только купить, но и взять в аренду. Только аренда эта будет уже не по льготным, а по вполне себе рыночным ставкам. Срок аренды не менее 5 лет тоже никто не гарантирует.
Имущество предоставляется в аренду по итогам торгов, а их еще надо инициировать, обратившись в Росимущество и пройдя все установленные законом процедуры. В отношении, например, земельного участка, может также потребоваться уточнение границ и, соответственно, проведение кадастровых работ, затраты на которые несет также инициатор обращения. При этом на торгах у него нет преимущества перед другими участниками и вероятность того, что кто-нибудь другой, выиграв торги, «на халяву» воспользуется всеми вашими мытарствами и понесенными затратами совершенно не исключена.
На областном уровне ситуация не сильно отличается от федеральной. В перечне Минимущества Московской области числится 65 объектов недвижимого имущества, в т.ч. 33 здания и сооружения, 10 сооружений и 22 земельных участка. Аналогичного федеральному порталу «Маркетплейса» на сайте Минимущества Московской области нет, поэтому хоть как-то сопоставить перечень со всей базой областной собственности, которая могла бы сдаваться в аренду малому бизнесу, невозможно. На сайте Правительства Московской области есть общий список всего областного имущества в количестве 26 008 объектов, однако, судя по списку, сюда входит абсолютно все имущество, включая социальную инфраструктуру (поликлиники, больницы, школы и т.п), инженерную инфраструктуру и т.п. Сколько в этом списке недвижимости, которая могла бы пополнить перечень для льготной аренды – вопрос открытый.
Только муниципалитеты отнеслись к формированию перечней более-менее ответственно: по состоянию на 1 квартал 2022 года единый перечень всей муниципальной недвижимости для аренды малому бизнесу насчитывал 1997 объектов. Впрочем, и здесь все тоже не слишком прозрачно. Списки, как правило, содержат не самые актуальные данные. Невозможно понять, попала ли в них информация обо всех объектах недвижимости, которые теоретически можно было бы использовать малому бизнесу. Так, перечень имущества всех муниципальных образований Московской области насчитывал на конец 2022 года 390 000 позиций, однако сюда входило абсолютно все имущество муниципалитетов: от трансформаторных подстанций до объектов социальной инфраструктуры. Из плюсов можно отметить разве что относительно недавно реализованную возможность подать на портале госуслуг Московской области онлайн-запрос на предоставление информации об объектах в конкретном муниципалитете, которые предназначены для сдачи в аренду субъектам МСП.
Подводя итог, представляется, что имущественная поддержка малого бизнеса в виде льготной аренды объектов недвижимости, уже больше чем за 10 лет действия соответствующих положений Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, по-прежнему остается в значительной мере фикцией. Связано ли это, как отмечалось выше, с приоритетностью задачи пополнения бюджета за счет продажи имущества, а не сдачи его в льготную аренду малому бизнесу, или обусловлено иными причинами, например, нежеланием повышать прозрачность в вопросе использования государственного и муниципального имущества, остается только гадать.
Однако, недостаток помещений для ведения бизнеса по-прежнему остается одним из главных препятствий на пути развития малого предпринимательства. И в интересах государства все-таки решать этот вопрос, а не ограничиваться формальным набором вялотекущих телодвижений по принципу «и тут мы бизнесу тоже, вроде, помогаем».
Директор ЦРП МО Джафар Джафаров