Мы неоднократно обращались к теме имущественной поддержки предпринимательства путем предоставления государственного и муниципального имущества в льготную аренду, как одной из наиболее востребованных мер стимулирования развития малого бизнеса. И всякий раз убеждались, что в этом направлении чиновники явно недорабатывают.
Напомним, что по закону об МСП передача имущества в аренду на льготных условиях осуществляется соответствии с утверждаемыми на всех уровнях власти — федеральном, региональном и муниципальном — программами по развитию малого и среднего предпринимательства.
Сложившаяся практика передачи имущества в льготную аренду идет по двум направлениям:
- специальные, «точечные» программы поддержки, нацеленные на предоставление недвижимого имущества, в т.ч. земельных участков, определенным категориям предпринимателей или для определенных целей;
- предоставление недвижимого имущества предпринимателям без ограничений по виду деятельности (за небольшими изъятиями, установленными законом) из специально формируемых для этих целей перечней государственного и муниципального имущества.
Характеризуя ситуацию с льготной арендой в Московской области, можно отметить, что по первому направлению работа явно ведется. Пресловутые «Подмосковные 10 га», «Земля за 1 рубль», «Недвижимость за 1 рубль», судя и по новостям и по отзывам предпринимателей, попали в точку и пользуются реальным спросом (с «Недвижимостью за 1 рубль» ситуация не совсем однозначная, но это частности).
Однако все эти программы, как было отмечено выше, носят точечный характер и требуют от малого бизнеса либо принадлежности к определенной сфере деятельности (как правило, производство или сельское хозяйство), либо весьма существенных стартовых затрат (строительство новых объектов недвижимости или капремонт существующих), либо и то, и другое вместе. Это существенно ограничивает круг потенциальных предпринимателей, которые могут воспользоваться такой льготной арендой. В конце концов, многие ли из них в состоянии с ходу вынуть из оборота несколько миллионов, а то и десятков миллионов рублей на капвложения?
Второе направление поддержки — предоставление имущества в льготную аренду из специальных перечней — как раз и ориентировано на широкую массу предпринимателей, не обладающих большими финансовыми возможностями. И вот тут-то ситуация как была удручающей, так и остается.
В августе-сентябре мы проводили эксперимент, на практике пытаясь оценить прозрачность и доступность имущества из перечней для малого бизнеса, и в результате пришли к крайне неутешительному выводу: эта мера поддержки, фактически, является фикцией.
Не пересказывая детально итоги нашего расследования, можно отметить три главных момента:
- имущества в перечнях крайне мало (в федеральном и областном перечнях считай, что нет);
- сами перечни, в первую очередь это касается муниципального имущества, найти исключительно сложно, они неактуальны и совершенно неинформативны;
- пытаться инициировать выставление имущества из перечней на торги правом аренды – все равно, что биться головой об стену: скорее пробьешь голову, чем стену.
Мы уже писали об этой проблеме в феврале этого года. Отмечали, что есть и какие-то плюсы: через портал госуслуг Московской области стало возможно получить информацию о муниципальных объектах недвижимости, которые можно взять в льготную аренду. Однако эксперимент показал, что и проблема в полном объеме осталась, и даже этот «плюс» в виде возможности получить объективную информацию – по факту больше фикция.
Раз такое дело, то остается только вспомнить нетленное «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» и самим заняться вопросом обеспечения доступности и прозрачности перечней имущества для малого и среднего предпринимательства.
Центр развития предпринимательства запускает проект «Имущество для малого бизнеса», в рамках которого мы:
- попросим и будем настаивать, чтобы все ответственные должностные лица федерального, регионального и муниципального уровня обеспечили расширение, актуализацию и публикацию информативных списков имущества, предназначенного для сдачи в льготную аренду субъектам малого предпринимательства;
- будем освещать ход проекта на нашем портале, публикуя информацию о размещении списков на соответствующих сайтах органов государственной и муниципальной власти;
- по итогам проекта составим мини-рейтинг муниципальных образований Московской области, отражающий их подход в вопросе имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Первый шаг мы уже сделали: в Росимущество, Минмособлимущество и администрации муниципальных образований Московской области направлены соответствующие обращения.
P.S. Мы еще не успели толком начать проект по сбору перечней, но у нас уже есть безусловный претендент на «приз зрительских симпатий» — ЗАТО городской округ Восход. Мы, конечно, понимаем, что, учитывая размеры Восхода, администрации было непросто что-нибудь накопать для включения в перечень, но она превзошла себя: в льготную аренду малому бизнесу предлагается фигура В.И.Ленина!))
Update: Первые результаты наших запросов смотрите в материале блога от 28.11.23.