
На первом месте среди таких стран по праву стоит Грузия – одна из стран, имеющая с Россией сухопутные границы. Тысячи наших соотечественников осели в Тбилиси или других городах этой солнечной страны. Более того, Грузия в последнее время становится всё более популярна и просто как место туристического отдыха – за первую половину 2025 именно россияне посещали ее больше всех остальных.
Понятным образом российские репатрианты и туристы формируют спрос на продукты и бренды, которые им были привычны в России. И если вы продаете свои товары через маркетплейсы, возможно, вас заинтересует выход на маркетплейсы в Грузии. Впрочем, можно и просто расширить свои рынки сбыта, ориентируясь на местную аудиторию.
Особенности бизнеса
В отличие от описанного нами раньше выхода на маркетплейсы Казахстана, здесь не всё так гладко с таможней и экспортом. Грузия не является членом ЕАЭС, поэтому придется быть готовым к таможенным пошлинам и сложностям с логистикой.Другая особенность – местный «колорит».
Во-первых, население в Грузии еще меньше, чем в Казахстане – всего 3,7 миллиона человек в 2025 году. При этом подавляющая часть экономической и покупательной «движухи» (в том числе и на маркетплейсах) происходит в столице, городе Тбилиси, население которого – 1 миллион человек. В общем, рынок совсем невелик, гораздо меньше казахского.
Во-вторых, маркетплейсы в Грузии развиты далеко не так хорошо, как в России. Многие из них представляют собой не привычные нам «дарксторы», ассортимент которых покупатель видит исключительно в интернете и на ПВЗ при получении, а скорее онлайн-витрины реальных магазинов. Даже у самых крупных местных игроков, как правило, есть точка или несколько в Тбилиси (в случае Wishlist – еще и в других городах), где товар можно посмотреть, пощупать руками и купить на месте. А некоторые вообще представляют собой причудливую смесь реальной торговой площадки и маркетплейса (как, например, маркетплейс liloshop.ge, который до недавнего времени являлся онлайн-площадкой исключительно для продавцов из торгового центра «Лило» в Тбилиси).
Стратегия
На данном этапе необходимо понять, на какую именно целевую аудиторию вы ориентированы. Если цель бизнеса просто слегка расширить каналы сбыта с прицелом на соотечественников, то достаточно воспользоваться услугами Ozon или Wildberries, которые уже действуют в Грузии. Однако если предприниматель планирует работать в Грузии на постоянной основе и охватить как можно большую аудиторию, то потребуется регистрация предприятия непосредственно в данной стране.Учитывая наличие таможенных пошлин, в первую очередь на грузинский рынок сбыта стоит обратить внимание тому, кто торгует некоей эксклюзивной продукцией, за которую потребитель готов переплачивать и ждать доставки, сколько потребуется.
Регистрация бизнеса
Здесь всё более чем хорошо. Грузия занимает второе место по легкости регистрации и ведения своего дела в Евросоюзе, а местные налоги для малых и средних бизнесменов – более чем «вкусные» (например, ИП в статусе «микробизнес» - 0% налогов при обороте до 30 000 лари, ИП в статусе «малый бизнес» - 1% при обороте до 500 000 лари). Само ИП можно открыть за два дня, подав соответствующее заявление в тбилисском Доме Юстиции (потребуется только подтвержденный юридический адрес). Кстати, статус ИП с оборотом от 50 000 лари дает право на получение ВНЖ, а ВНЖ дает еще более серьезные преференции в организации бизнеса. Впрочем, и без ВНЖ можно находиться в Грузии 365 дней и вести дела.Также доступны привычные статусы ООО (большинство грузинских бизнесом имеет именно его) и АО. В Грузии для большинства форм юрлица отсутствует требование минимального уставного капитала.
Обзор местных маркетплейсов
Wishlist
Самый большой из маркетплейсов Грузии, скромно называющий себя «грузинским Amazon». В отличие от большинства конкурентов, имеет филиалы не только в Тбилиси (а еще и в Кутаиси, Батуми, Рустави, Зугдиди). Доставка курьером по всей Грузии.Адрес: wishlist.ge
Количество активных пользователей: порядка 50 тысяч в месяц
Специализация: продается практически всё, однако игрушек и детских товаров в наличии традиционно больше всего. Изначально Wishlist специализировался на детских товарах и подарках, однако со временем расширил ассортимент.
Стоимость размещения: вступительные взносы отсутствуют. Комиссия с продаж зависит от категории товара и варьируется в пределах 5-15%, но для большинства товаров она установлена на уровне 12%
Be.ge
Второй крупный по местным меркам маркетплейс. Явно берет пример с IKEA. Доставка курьером по всей ГрузииАдрес: be.ge
Количество активных пользователей: порядка 50 тысяч в месяц
Специализация: продается практически всё, однако заметна направленность в сторону бытовой техники и товаров для дома. Ориентир на IKEA виден во всем - от дизайна до наличия коллекций IKEA в продаже.ф
Стоимость размещения: вступительных взносов нет, комиссии от 9 до 16% в зависимости от категории товаров.
Liloshop
Развивающийся грузинский маркетплейс с местным колоритом - его ядром служит объединение торговых точек из ТЦ «Лило» в ТбилисиАдрес: liloshop.ge
Количество активных пользователей: порядка 40 тысяч в месяц
Специализация: продается в основном бытовая техника и товары для дома. Позиционирует себя как игрок B2B-рынка и поставщик для юридических лиц.
Стоимость размещения: подключение бесплатное для ИП, маркетплейс взимает комиссию с продаж в размере 7-15%.
Moedani.online
Грузинский «классифайд» типа нашего Авито. Что примечательно – полностью русифицирован, т.е. вполне доступен для репатриантов и туристов. Бесплатная регистрация и подача объявленийАдрес: moedani.online
Количество активных пользователей: порядка 15 тысяч в месяц
Специализация: широкий спектр товаров, в том числе автомобили и недвижимость
Стоимость размещения: Чтобы начать продажи, достаточно зарегистрироваться на сайте, создать личный кабинет и оформить объявления. За плату можно воспользоваться различными инструментами продвижения, вплоть до публикации объявления на главной странице.