
Вполне логично, что следующим этапом должен стать выход на мировые рынки. Правда, пока что с этим тяжело, ведь, несмотря на первые признаки «оттепели», далеко не все страны горят желанием сотрудничать с российскими компаниями. С другой стороны, на юге есть целая плеяда стран СНГ и Азии, которые поддерживают с нашей страной более-менее добрососедские отношения.
Так, ранее мы уже писали о возможностях выхода на китайские маркетплейсы. В новом материале познакомимся с электронными торговыми площадками Казахстана, узнаем об особенностях ведения бизнеса в этой стране и выясним, какие требования предъявляются к российским предпринимателям.
Особенности продаж в Казахстан
Сразу же стоит отметить, что торговля с Казахстаном имеет ряд преимуществ, которыми не может похвастаться экспорт в другие страны: от финансовых преференций до упрощенного оформления документов.Отсутствие таможенных пошлин и сборов. Казахстан, как и Россия, входит в Евразийский экономической союз (ЕАЭС), за счет чего в обеих странах действует единое таможенное пространство. Проще говоря, при транспортировке продукции из одного государства в другое предпринимателю не нужно уплачивать таможенные пошлины и сборы. Это не только экономия средств, но и возможность для адекватной конкуренции с локальными производителями, ведь пошлину не требуется закладывать в стоимость товара, а следовательно и увеличивать его стоимость.
Одинаковые разрешительные документы. Опять же, спасибо членству обеих стран в ЕАЭС. Сертификат или декларация соответствия, полученные в одной стране, имеют аналогичную силу в другой. Таким образом, оформленная в в России декларация не вызовет абсолютно никаких вопросов в Казахстане.
Территориальная близость. Россия граничит с Казахстаном на довольно протяженной территории, что создает удобные условия для транспортировки товаров из различных регионов. Кроме того, за долгие годы соседства появилось большое количество транспортных компаний, которые доставят груз в любую точку страны.
Распространенность русского языка, у которого в Казахстане статус языка межнационального общения. Подавляющее большинство казахстанских сайтов имеет поддержку русского языка — и маркетплейсы не исключение. А значит, бизнесу не придется нанимать переводчика для оформления карточек товаров.
Не нужно платить НДС, если компания не зарегистрирована в Казахстане. Интересно, что местные — казахстанские — предприниматели при ввозе товаров из РФ обязаны уплачивать НДС по месту регистрации.
Однако в этой бочке меда не обошлось без ложки дегтя. Точнее, двух. Во-первых, в Казахстане сравнительно небольшая численность населения. По состоянию на февраль текущего года данный показатель был на уровне 20,3 млн человек. Для сравнения, в одной только Москве официально проживает свыше 13 млн человек. То есть казахстанский рынок не слишком-то большой.
Во-вторых, доходы у населения не слишком высокие. Медианная зарплата в четвертом квартале 2024 года составляла 308,7 тыс. тенге, что в переводе на рубли порядка 55 тыс. Само собой, невысокие доходы существенно урезают покупательскую способность человека.
Если негативные моменты не смущают, то впору определиться с тем, как же лучше всего вести бизнес с Казахстаном и стоит ли его регистрировать в соседней стране.
Регистрация бизнеса

Итак, при продажах из России достаточно зарегистрировать ИП или юрлицо. Самозанятость тоже подойдет, если продукция изготавливается вручную.
При продажах непосредственно из Казахстана нужно зарегистрировать местное предприятие. На выбор три организационно-правовых формы:
- ИП — индивидуальный предприниматель;
- АО — акционерное общество;
- ТОО — товарищество с ограниченной ответственностью, аналогично российскому ООО.
Важно: открыть ИП можно только при наличии вида на жительство, при этом предприниматель должен прожить в стране как минимум 183 дня в течение года. А вот для создания юрлица подобных ограничений нет.
Обзор маркетплейсов
Если предпринимателю важно закрепиться на рынке Казахстана, то стоит выбрать одну или даже несколько площадок, на которых будет представлена его продукция. У каждой из них свои особенности, поэтому лучше заранее с ними ознакомиться.Kaspi
Адрес: kaspi.kzКоличество активных пользователей: почти 12 млн человек в месяц
Специализация: практически любые товары — от автозапчастей до строительных товаров. Однако на продажу отдельных продукции отдельных брендов необходимо получить разрешение.
Стоимость размещения: вступительные взносы отсутствуют. Комиссия с продаж зависит от категории товара и варьируется в пределах 5-15%, но для большинства товаров она установлена на уровне 12%.
Kaspi является самым популярным маркетплейсом в Казахстане, о чем свидетельствует объем налоговых отчислений. Так, в 2023 году данная площадка выплатила в бюджет свыше 102 млрд тенге. Для понимания, это более 80% от общей суммы фискальных отчислений всех маркетплейсов страны.
Данная платформа запущена крупным одноименным банком — Kaspi, что напрямую влияет на требования для потенциальных селлеров. В частности, у продавца должен быть расчетный счет в этом банке. Открыть его можно в приложении Kaspi Pay. Но одного счета мало, до подключения к маркетплейсу селлер должен проводить через него продажи в течение минимум 20 дней на протяжении двух месяцев.
Обязательное требование к загрузке документов на продукцию касается только некоторых категорий, но на большую часть товаров не распространяется. Торговля на площадке выстроена таким образом, что к одной карточке товара «цепляются» все продавцы данной продукции. Однако этого можно избежать, если зарегистрировать в Казахстане свой товарный знак.
Отметим, доставка на Kaspi осуществляется только по модели FBS, то есть селлеру необходимо заранее позаботиться о хранении товаров и логистике.
OLX
Количество активных пользователей: 9 млн человек ежемесячно
Специализация: широкий спектр товаров, в том числе автомобили и недвижимость;
Стоимость размещения: вступительных взносов нет. У всех пользователей есть лимиты бесплатных объявлений, при исчерпании можно докупить нужное количество. Бизнес может приобрести сразу пакет объявлений.
OLX больше похож на привычный россиянам классифайд «Авито» — фактически это просто доска объявлений без собственных складов и курьеров. Самые популярные товары на площадке: электроника, автозапчасти, бытовые товары, одежда и обувь.
Чтобы начать продажи достаточно зарегистрироваться на сайте, создать личный кабинет и оформить объявления. К слову, за плату можно воспользоваться различными инструментами продвижения, вплоть до публикации объявления на главной странице.
Satu
Адрес: satu.kzКоличество активных пользователей: 12 млн человек в месяц
Специализация: огромный ассортимент товаров, в том числе для бизнеса: станки, промышленная химия, медоборудование и тд.
Стоимость размещения: маркетплейс работает по подписочной системе. Есть три тарифа: стандартный (162 тыс. тг), оптимальный (199 тыс. тг) и максимальный (285 тыс. тг). Основные отличия в количестве доступных для размещения позиций и рекламном балансе. При необходимости менеджер может составит персональное предложение с учетом пожеланий предпринимателя.
Satu на первый взгляд тоже напоминает классифайд, но его функционал гораздо шире, что все же роднит его с классическими маркетплейсами. Чаще всего пользователи приобретают здесь бытовую технику, мебель и стройинструменты.
Стоит отметить, что Satu предлагает сразу три канала продаж: каталог, мобильное приложение и собственный сайт на платформе маркетплейса. Кроме того, селлерам доступна СМS-система управления контентом, которая позволяет обрабатывать до 100 млн товаров.
Для запуска продаж необходимо зарегистрироваться на сайте, оплатить подписку и разместить фото товаров с их описанием. Уведомления о заказах будут поступать на электронную почту.
Jusan Магазин
Количество активных пользователей: около 560 тыс. человек в месяц
Стоимость размещения: вступительных взносов нет, комиссии от 9 до 16% в зависимости от категории товаров.
Jusan Магазин тоже запущен одноименным банком, как и Kaspi. Он специализируется на продукции местных производителей. Самые популярные категории на этой площадке: одежда, обувь и товары повседневного спроса.
Популярность среди клиентов обеспечивается в том числе возможность приобрести товар в кредит или в рассрочку. Однако вид оплаты напрямую влияет на комиссию для продавца. Так, комиссия с покупки смартфона, оплаченного картой или в кредит, составит 11%, но если клиент возьмет его в рассрочку на два года, то она увеличится до 13%.
Одним из плюсов работы на данной площадке является наличие у маркетплейса собственной службы доставки и различных логистических партнеров, среди которых СДЭК, Яндекс и другие. Таким образом, селлер сможет охватит продажами весь Казахстан и ему не придется решать вопросы хранения и доставки заказов.
Для регистрации на площадке достаточно скачать официальное приложение, открыть счет в банке и создать личный кабинет на маркетплейсе.Как и в случае с Kaspi, к карточке товара прикрепляется сразу несколько продавцов.
Forte Market
Адрес: market.forte.kzКоличество активных пользователей: более 60 тыс. человек в месяц
Стоимость размещения: подключение бесплатное, маркетплейс взимает комиссию с продаж в размере 7-15%.
Уже третий в нашем перечне маркетплейс, открытый банком. Соответственно, клиентам доступны покупки в кредит и в рассрочку. Как и в предыдущем случае это напрямую влияет на комиссию маркетплейса. Основное отличие — комиссия универсальная и не зависит от категории товара
Работает как по FBS, так и по FBO. В числе логистических партнеров Яндекс, DHL и Spark Logistics.
Отметим, что регистрация на данной площадке гораздо требовательнее. Будущему селлеру потребуется предоставить пакет документов на свое ТОО или ИП. Кроме того, в последнем случае понадобится наличие договора или соглашения с производителем/дистрибьютором товаров и сертификаты на продукцию.