8 (495) 363-44-29
8 (495) 363-44-29
businessman-writing-on-documents.jpgСовременные реалии характеризуются для бизнеса не только скачками курса доллара, сложностями с импортом товаров и дефицитом кадров. Воинский учет сотрудников тоже добавляет головной боли работодателям, которые скоро, кажется, окончательно запутаются во всех изменениях законодательства в этой сфере.

Малый бизнес не зря зовется «малым». Согласно одному из критериев отнесения к данной группе, среднесписочная численность сотрудников на таком предприятии не может превышать 100 сотрудников, а для микропредприятия и того меньше — не более 15 человек. И на каждого вести учет? Или все же не вести? В сегодняшней публикации мы вместе разберемся с этими вопросами.

И для начала стоит заглянуть в само определение данного понятия: воинский учёт у работодателей — это сбор и документальное оформление информации о работающих у них призывниках и военнообязанных. Но есть нюанс: не каждый работодатель должен его вести.

Нет обязательств — нет проблем

Обязанность и порядок ведения воинского учета регламентируются нормами двух правовых актов: пп. 6 п. 1 ст. 8 федерального закона № 61-ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996 и п. 7 ст. 8 федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998. В них отмечается, что данная обязанность возлагается на все коммерческие организации вне зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности.

И ключевым словом здесь является «организация». Ни одно положение вышеперечисленных законов не упоминает индивидуальных предпринимателей. Кроме того, про них нет ни слова и в другом официальном документе — Порядке осуществления воинского учета, который утвердило Правительство РФ в 2006 году (Постановление № 719 от 26 ноября). Более того, августовские изменения законодательства также не предписывают ИП заниматься вопросами воинского учета. 

Таким образом, вести воинский учет, согласно букве закона, должны только организации. Соответственно, привлечь ИП к ответственности за нарушение правил учета попросту невозможно. Это же подтверждает Постановление ВАС №13798/08 от 28 апреля 2009 года. Районный военкомат Красноярска решил привлечь ИП Валеева Н.В. к административной ответственности за непредоставление сведений о заключении трудового договора с человеком, состоящим на воинском учете. Предприниматель обжаловал постановление военкомата в краевом арбитражном суде, Третьем арбитражном апелляционном суде, Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа и, наконец, в Верховном Арбитражном Суде, который поставил окончательную точку в этой истории.

Правда, не стоит забывать, что на индивидуальных предпринимателей распространяется требование Трудового Кодекса, которое предписывает запрашивать соответствующие документы у всех новых сотрудников (ст. 65 ТК РФ). К слову, именно на эту норму ссылаются особо «бдительные» военкомы, когда пытаются затребовать у ИП документы воинского учета его сотрудников. И здесь важно помнить, что в самой статье нет ни слова об обязательности ведения такого учета или предоставления такой информации в военкоматы.

Кого учитывать?

young-soldier-affected-by-ptsd-effect.jpgС организациями все значительно сложнее. Как мы уже выяснили выше, вот они-то как раз обязаны заниматься воинским учетом. На практике это означает, что они должны вести личные карточки военнообязанных, сообщать в военкоматы о приеме на работу и увольнении таких сотрудников, а также вручать им полученные из комиссариатов повестки.

Кроме того, нужно понимать, на каких сотрудников распространяются требования по учету. Итак, это следующие категории работников:
  • мужчины призывного возраста, не зачисленные в запас;
  • отслужившие мужчины в запасе:
  • не служившие в связи с осовбождением от призыва;
  • прошедшие обучение на военных кафедрах и в военных вузах;
  • прошедшие АГС;
  • женщины с военно-учетной специальностью.
Соответственно, не подлежат воинскому учету те, кто отвечает следующим критериям:
  • освобожденные от воинской обязанности;
  • проходящие военную службу или АГС в настоящее время;
  • женщины без военно-учетной специальности;
  • проживающие за рубежом на постоянной основе;
  •  граждане других стран;
  • офицеры СВР и ФСБ в запасе.
Все эти нормы и требования действуют по сей день, однако в конце июля - начале августа были приняты нормативные акты, которые корректируют их выполнение, а также увеличивают штрафы за допущенные работодателем нарушения.

Новое время — новые требования

Первой «ласточкой» стали изменения в порядке вручения повесток из военкоматов, которые вступили в силу 5 августа. В частности, теперь все извещения работодатель лично должен вручать сотруднику не позднее, чем за 3 дня до установленного срока явки. 

При этом само извещение также будет размещено в едином реестре повесток для военнообязанных, но это уже задача военкомата. Чиновники заявляют, что данный реестр будет создан уже к началу осеннего призыва 2023 года. 

Интересно, что даже если сотрудник откажется принимать повестку, она все равно будет считаться врученной в тот же день. Однако работодатель должен будет сообщить об этом в военкомат: проставить на извещении соответствующую отметку, дату, должность, подпись и ФИО того, кто вручал повестку и тех, кто при этом присутствовал. Затем документ необходимо направить в военкомат до наступления срока явки.

Работодатель может не вручать своему работнику извещение о вызове, но это грозит штрафом (об этом чуть позже), а повестка все равно будет считаться врученной, когда пройдет неделя с момента ее регистрации в реестре.

Следующие изменения связаны с отчетностью работодателей перед военкоматами. Ранее сведения о трудоустройстве или увольнении военнообязанного работника можно было отправлять в течение двух недель с момента подписания соответствующего приказа. С 14 апреля текущего года этот срок сокращен до пяти дней. Также скорректировано и содержание отчетов: вместо военно-учетной специальности необходимо указывать паспортные данные сотрудника, его дату рождения и СНИЛС.

Новые сроки устанавливаются в том числе для подачи в комиссариаты информации о выявлении ошибок и неточностях в документах воинского учета. Теперь они также составляют пять дней с момента их обнаружения. 

top-view-over-career-guidance-items-for-judges.jpgВместе с тем, новые регламенты все же снимают часть бумажной волокиты с плеч работодателей. В частности, упраздняется обязанность направлять в военкоматы списки работников-мужчин. Это касается и перечней работников 15-16 лет, и списков граждан, подлежащих первичной постановке на воинский учет. Соответственно, отменяются и штрафы по ст. 21.1 КоАП РФ, которая обязывала подавать такую информацию (но только с 1 октября).

С другой стороны, с 1 октября ужесточается административная ответственность в данной сфере по другим нормам. Так, в КоАП РФ появилась новая статья (ст. 19.38), которая обязывает работодателя оказывать содействие военкоматам в период мобилизации. Отказ от такого требования грозит штрафом в размере до 80 тыс. рублей для должностных лиц и до 500 тыс. рублей для юрлица.

Почти в 17 раз увеличивается взыскание за неоповещение сотрудников о вызове в военкомат (ст. 21.4 КоАП РФ). Если на сегодняшний день максимальный штраф по данной статье составляет 3 тыс. рублей, то в октябре он вырастет до 50 тыс. рублей для должностных лиц и до 400 тыс. рублей для организаций.

Статья 21.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за непредоставление сведений о принятых или уволенных гражданах, также претерпела изменения. В частности, размер штрафа будет увеличен до 50 тыс. рублей для должностных лиц, то есть в 10 раз в сравнении с действующими нормами.

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет