Развитие маркетплейсов оказывает сильное влияние на малый и средний бизнес. Согласно статистике, которую приводит популярный портал о розничной торговле New Retail, около трети выручки небольших компаний образуется за счет присутствия на электронных торговых площадках. Сотрудничество с маркетплейсами формирует определенные стандарты, которые внедряют в свою деятельность производители и продавцы различных товаров: унифицируются подходы разных компаний к упаковке и маркировке продукции, к организации логистики, культуре общения с покупателями. Одним из позитивных примеров влияния маркетплейсов на рынок электронной коммерции является также изменение отношения к правовым аспектам использования чужой интеллектуальной собственности.

Защита торговой марки на маркетплейсеТорговые площадки тщательно следят за юридической чистотой использования брендов и продажей товаров под различными торговыми марками. Конечно, случаев торговли контрафактной продукцией на маркетплейсах множество, но продавцов, «прикрывающихся» чужими торговыми знаками, ожидает немало неприятностей.

Разрыв отношений с торговой площадкой и блокировка возможности их возобновления – это не самое страшное, что может произойти, если партнерами маркетплейсов оказываются недобросовестные предприниматели. Это может стать лишь началом длительного и разорительного судебного преследования. Штрафы и компенсации за использование чужого бренда по решению суда могут достигать 5 миллионов рублей. Размер наказания зависит от характера нарушения, позиций правообладателя и суда. Так недалеко и до ситуации, когда вам могут понадобиться банкротные юристы.

В этой статье мы разбираемся с вопросами законности перепродажи товаров под торговыми марками, на которые у предпринимателей нет исключительных прав, а также с механизмом регистрации собственных торговых марок и защиты прав предпринимателей на них.

Что такое товарный знак?

Товарный знак, торговая марка, торговый знак – это символьное обозначение для товаров и услуг, которое выделяет их из массы аналогов. В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы слова, словосочетания, изображения или их комбинации, если они соответствуют закону и не являются похожими на уже зарегистрированные торговые марки. Цель и смысл регистрации торговой марки – получение исключительных прав на ее использование и обеспечение невозможности пользоваться ей другими предпринимателями.

Нужно ли разрешение на продажу товаров под чужими торговыми марками?

Ответ на этот вопрос зависит от происхождения товара и наличия регистрации товарного знака.

Исключительными правами на торговую марку, под которой продается какой-либо товар, обладает его производитель, если он эту торговую марку зарегистрировал. Если какое-либо название свободно, то – по идее – заниматься производством и продажей любых товаров с таким наименованием имеет право любой желающий.

Собственная торговая марка на маркетплейсеЕсли же торговый знак зарегистрирован, то заниматься его производством кому-либо, кроме правообладателя, запрещено. Здесь необходимо уточнение: торговые марки регистрируются не на все возможные товары, а на определенные категории. Если вы зарегистрируете какое-то название в категории прохладительных напитков, другие предприниматели могут изготавливать, например, мебель под таким же брендом, и это не будет нарушением закона.

А вот продавать товары, произведенные не вами, даже если их торговая марка защищена, вы можете. В российском законодательстве есть понятие «исчерпание права». При заключении сделки купли-продажи право распоряжаться конкретной партией товара переходит от производителя покупателю, а дальнейшая его перепродажа не нарушает ничьих прав.

Для подтверждения легальности происхождения товара оптовику не требуются дополнительные документы, кроме договора, в котором указывается, что он его приобрел. Соответственно, такие товары можно спокойно продавать на маркетплейсах, не опасаясь последствий.

Вышеописанное касается только продукции, которая была изготовлена на территории России. Если же товар ввозится из-за рубежа, действуют другие правовые положения. В данном случае возможны три варианта.

1. Товарный знак иностранного производителя не зарегистрирован в России. В таком случае никаких правовых коллизий не возникает, товары можно импортировать и продавать в нашей стране без каких-либо ограничений. Но необходимо отслеживать, не поменялось ли положение с течением времени – в любой момент могут найтись желающие заявить свои права на название, тогда продажа товаров под таким брендом станет незаконной.

2. Товарный знак иностранного производителя зарегистрирован в России. Без разрешения правообладателя ввоз такой продукции в Россию запрещен. Товар могут даже не пустить в страну: российская таможня задержит товар на границе и напишет запрос правообладателю. В настоящее время в нашей стране действует приказ Минпромторга, который легализует параллельный импорт – ввоз в страну определенной продукции без разрешения на это правообладателя. По международному праву эта «серая» схема не признается, но в России импортеры товаров из списка Минпромторга не будут подвергаться преследованиям все время, пока будет действовать этот приказ.

3. Товарный знак иностранного производителя зарегистрирован в России на третье лицо. Если в России существует регистрация какой-либо ТМ, оформленная на местного правообладателя, то ввозить и продавать аналогичный товар с таким же названием, произведенный в другом государстве, нельзя, даже если в другой стране его изготовитель имеет права на этот бренд.

Как вопросы прав на торговые марки регулируются при торговле на маркетплейсах?

Ведущие маркетплейсы – Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет – строго следят за соблюдением законодательства в области интеллектуальной собственности. Перед началом работы с продавцом, а также в случаях, когда действующие селлеры выводят на площадки новые товары, маркетплейсы требуют подтвердить, что ничьи права на торговые марки не нарушаются. Есть и исключения. Например, СберМегаМаркет не требует такие документы, но при этом перекладывает всю ответственность за нарушение чьих-либо прав на продавца и блокирует личные кабинеты при получении документально подтвержденных претензий, предоставляя информацию о сотрудничестве в правоохранительные органы и суды по запросу.

Наличие собственного товарного знака или документа, который подтверждает ваше право на распоряжение брендом, является обязательным условием на большинстве площадок. В случае, если вы перепродаете товары, произведенные не вами, стоит озаботиться подписанием с изготовителем соглашения, в котором будет явно прописано, что вы имеете на это право. Такой документ значительно снизит риск блокировки на маркетплейсе.

В случаях, если вы продаете товары собственного производства или изготовленные по вашему заказу, фактически единственный надежный вариант, который остается – это разработать и зарегистрировать собственную торговую марку.

Регистрация торговой марки для маркетплейсаТорговые знаки регистрируются в Роспатенте. Подробнейшая инструкция о том, как это сделать, какие документы нужны, сколько времени это занимает, доступна на сайте ведомства. Стоимость регистрации состоит из оплаты проводимых экспертиз (15000 рублей) и количества категорий, в которых регистрируется товарный знак – от 1000 до 2500 рублей за каждую категорию на разных этапах. После прохождения экспертизы необходимо будет оплатить государственную пошлину непосредственно за регистрацию товарного знака – 16000 рублей плюс 1000 за каждую категорию. Выдача свидетельства о регистрации стоит 2000 рублей. Общий срок предоставления государственной услуги в части приема, регистрации, экспертизы заявки и выдачи свидетельства на товарный знак составляет восемнадцать месяцев и две недели.

Сложность регистрации связана еще и с тем, что в настоящее время в базе Роспатента находится более 800 тысяч торговых марок. Ежегодно она увеличивается еще на 60-70 тысяч. Риск повторения какой-либо из них постоянно увеличивается, а требования законодательства не смягчаются. Согласно статистике самого Роспатента, положительный результат достигают лишь 5% из подавших заявки на регистрацию ТМ.

Из крупнейших маркетплейсов лишь при сотрудничестве с Wildberries достаточно предъявить заявку, поданную в Роспатент. Остальные площадки требуют непосредственно свидетельство о регистрации. Соответственно, перед началом производства товаров под собственной торговой маркой на Ozon, Яндекс.Маркет, Lamoda необходимо заранее озаботиться его получением.

Получается так, что перепродавать чужие товары на маркетплейсах проще, чем продукцию собственного производства, которая не защищена правом на товарный знак. Сложность и длительность процедуры получения свидетельства о регистрации прав на бренд может отпугнуть начинающих предпринимателей. Но стоит помнить, что торговая марка на производимый товар важна не только при продаже на маркетплейсах. Рассчитывая необходимые деньги на начало бизнесас нуля, стоит заложить в смету расходов и регистрацию торговой марки. Если не защитить свои права на бренд, в любом случае можно столкнуться с ситуацией, когда ваш бизнес будет находиться под угрозой из-за того, что третьи лица могут воспользоваться этим и предъявить вам претензии, предварительно зарегистрировав вашу торговую марку на себя.

Впрочем, приложенные усилия по защите своей интеллектуальной собственности стоят результата в виде возможности выхода на крупнейшие маркетплейсы и надежной защиты собственного труда. Вложения в интеллектуальную собственность следует рассматривать как инвестиции в бизнес.

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет