Однако нужно понимать, что пресловутые льготы доступны не всем компаниям без исключения, а только аккредитованным Минцифры. Соответственно, стартапы, которые появились сравнительно недавно, будут работать на общих основаниях, пока не пройдут аккредитацию. А вот как это сделать и что для этого нужно, мы расскажем в сегодняшнем материале.
Обязательные требования
Сразу стоит оговориться, что пройти аккредитацию могут исключительно юрлица. Индивидуальным предпринимателям она, увы, недоступна. Правда, далеко не все компании могут ее получить, так как есть ряд обязательных для соблюдения требований.Соответствие этим критериям является неким гарантом того, что организация действительно осуществляет полезную деятельность в IT-сфере, а не просто «нацепила» на себя несколько дополнительных ОКВЭДов ради государственных преференций.
Но профильный ОКВЭД действительно является первым в списке обязательных требований. На сегодняшний выделяется 27 пунктов, все они перечислены в перечне видов экономической деятельности, в соответствии с которыми организация вправе получить государственную аккредитацию.
Само собой, ОКВЭД из данного списка должен быть основным, но важно понимать, что для некоторых видов деятельности предусмотрены дополнительные коды. Например, если основное направление компании — это оптовая продажа программного обеспечения, то дополнительным должна быть указана разработка ПО.
Второе требование — выручка от оказания IT-услуг по итогам предыдущего года должна составлять не меньше 30% от общей суммы. Если юрлицо было зарегистрировано менее года назад, а общий объем выручки превысил 1 млн рублей, то учитывается вся выручка с момента постановки компании на учет. С 27 августа 2024 данное требование не распространяется на малые технологические компании.
Есть еще один нюанс: далеко не все услуги относятся к информационным технологиям. Например, установка Windows на заказ к ним не относится, а вот регистрация доменных имен — вполне. Подходящие услуги перечислены в приказе Минцифры от 8 октября 2022 года, в котором насчитывается 35 пунктов.
Согласно третьему условию, на официальном сайте компании обязательно должна быть представлена информация именно об IT-деятельности. Организации необходимо указать, в каких направления она работает и входят ли ее цифровые решения в реестр российского ПО.
Последнее обязательное требование: компания должна предоставить ФНС согласие на раскрытие налоговой тайны. Это нужно для того, чтобы ведомство могло проверить организацию на соответствие второму пункту.
Дополнительные требования
В данном случае «дополнительные» не значит «необязательные». Хитрость в том, что претендент должен соответствовать не всем критериям сразу из данного списка, а хотя бы одному.Первый критерий: средняя зарплата сотрудников компании за три предыдущих месяца должна быть равной или превышать средний показатель по стране/региону. Минцифры обязательно сравнит выплаты работникам с данными Росстата. Отличный вариант для организаций с высоким уровнем дохода сотрудников.
Второй критерий: реализация цифровых продуктов, включенных в список российских программ. Без нюансов, опять же, не обошлось. Выручка за предыдущий год должна превышать 1 млн рублей. Если же организация была создана только в текущем году, то это требование не отменяется, а лишь корректируется: выручка считается за весь период с момента регистрации до подачи заявки на аккредитацию.
Третий критерий идеально подойдет для стартапов, так допускает выручку менее 1 млн рублей с момента регистрации. Но! В таком случае организация должна быть создана менее чем за три года до подачи заявки, а средние зарплаты сотрудников должны быть равны или превышать средний показатель по стране/региону.
К слову, аккредитация доступна также для автономных некоммерческих организаций. К ним предъявляются те же требования по ОКВЭД, средней зарплате и наличию информации на официальном сайте, при этом отсутствует критерий по доле выручки от IT-услуг. Он заменяется на другое условие: расходы на деятельность в IT-сфере должны превышать 30% от общего объема совокупных затрат.
Подача заявки
Особых сложностей этот процесс не представляет, его можно разбить на два этапа. Первым делом необходимо отправить в ФНС согласие на раскрытие налоговой тайны. Составить документ в свободной форме не получится, нужно использовать шаблон из приложения 4 к приказу № ЕД-7-19/1085 от 14 ноября 2022 года.Сама заявка подается в Минцифры через сервис на портале «Госуслуги». Ее заполняет глава компании (или его представитель по доверенности) и подписывает УКЭП. Все необходимые сведения о юрлице подгрузятся автоматически, нужно только проверить правильность заполнения форм и внести недостающую информацию.
Одного заявления недостаточно, к нему следует прикрепить:
- справку о доходах (или расходах, если заявитель — АНО). Она формируется автоматически, нужно только подписать;
- выписку из реестра стартапов, если таковой ведется в регионе. Для Подмосковья это пока неактуально, но не исключено, что в перспективе такой реестр появится.
Подтверждение аккредитации
Данная процедура является стандартной и проводится раз в год. Компания должна ежегодно до 1 июня подавать через «Госуслуги» стандартный пакет документов:- заявление о том, что доходы от IT-деятельности за предыдущий год превышают 30% от общей выручки (обязательно с подписью главы организации);
- справку о доходах с указанием общей суммы и расшифровкой по профильным ОКВЭДам.
Кроме того, Минцифры каждый год в срок до 1 июля проводит плановые проверки IT-компаний. Это значит, что по запросу ведомства организация должна предоставить всю необходимую информацию.
Есть и исключение: проверки не распространяются на организации, которые применяют пониженные страховые взносы для IT-сферы. Или, говоря простым языком, на компании с 70-процентной долей дохода от реализации или разработки ПО.
Отказ/аннулирование аккредитации
Разумеется, отказ в аккредитации получат компании, которые не соответствуют обязательным требованиям. То же самое относится к государственным и муниципальным органам, финансовым организациям, операторам сотовой связи и некоторым крупным акционерным обществам.Но есть отдельные нюансы, которые однозначно воспрепятствуют аккредитации, но не так очевидны. К ним относятся:
- задолженность по налогам свыше 3 тыс. рублей;
- неснятая или непогашенная судимость у руководителя компании;
- свыше 50% доли в уставном капитале принадлежит госструктурам (за рядом исключений).
Аннулировать аккредитацию ведомство может в пяти случаях:
- несоответствие обязательным требованиям по итогам проверки;
- добровольный отказ компании;
- прекращение деятельности компании;
- предоставление заведомо ложных сведений (влечет привлечение должностных лиц к административной ответственности);
- прекращение действия согласия на раскрытие налоговой тайны.