Коронавирус проникает в организм через слизистые (рот, нос, глаза) – именно их и нужно защищать в первую очередь. COVID-19 передается воздушно-капельным путем, а также «живет» на поверхностях – в среднем, в зависимости от материала, до 3 суток. Поэтому так важно тщательно мыть с мылом руки (которыми люди машинально то и дело касаются своих лиц), т.к. содержащаяся в мыле щелочь лишает вирусы способности прикрепляться к слизистой. Для дезинфекции можно использовать в качестве наружного средства также спиртосодержащие растворы или антибактериальные гели.
Основные признаки COVID-19 – сухой кашель и затрудненное дыхание. А, например, чихание, как оказывается, не является признаком заражения COVID-19, сигнализируя о простудном или аллергическом заболевании. Вот так выглядит отличие симптомов COVID-19 от болезней, уже ставших привычными для человечества:
Что делать предпринимателям в условиях наступления нового коронавируса и неизбежного нарастания количества зараженных COVID-19, как организовать работу своих сотрудников, чтобы минимизировать риски для бизнеса и здоровья персонала? Повлиять на «внешние» условия работодатели не могут, например, на работу общественного транспорта. Власти Москвы говорят о том, что метро в городе закрываться не будет. По оценкам, ежедневно порядка 9 миллионов пассажиров пользуются по будням услугами столичного метрополитена, при этом в метропоездах в «час пик» на 1 квадратный метр приходится до 7 человек. Так что московское метро (как и другой общественный транспорт, включая такси) – один из основных потенциальных источников распространения инфекции. Поэтому столичным властям, наверное, нужно подумать о том, как стимулировать горожан и жителей Подмосковья, работающих на московских предприятиях, к массовому использованию личного автотранспорта. Для этого, конечно, необходимо оперативно провести комплекс мероприятий, в т.ч. совместно с ГИБДД, например, по отмене ограничений на стоянку легковых автомобилей на улицах Москвы, вплоть до реорганизации работы платных автостоянок.
Большую опасность представляют также торговые центры, супермаркеты, магазины, парикмахерские, аптеки и другие места массового посещения людей. В связи с этим, скорее всего, предприятия общепита, розничной торговли непродовольственными товарами, досуга, сферы обслуживания, в т.ч. относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса, будут нести большие убытки. Поэтому крайне важно срочно разработать и реализовать дополнительные меры поддержки бизнеса, в первую очередь – субъектов МСП. Иначе значительно увеличится количество предприятий-банкротов. Правда, в создавшихся условиях новый импульс для развития получит бизнес-деятельность в Интернете, а также организация доставки товаров первой необходимости и продуктов питания на дом, в офисы и на работающие, несмотря на пандемию, предприятия.
В Китае, первым принявшим на себя удар нового коронавируса, случайно провели эксперимент, показавший насколько опасен заболевший для окружающих. В междугородний автобус (с включенной и направленной на салон видеокамерой) на задний ряд сел пассажир, как оказалось впоследствии, уже пораженный COVID-19. Во время 4-часовой поездки он не общался с другими пассажирами, тем не менее коронавирус перешел к пассажирам, сидящим на расстоянии до 4,5 метров от заднего ряда. Так что расстояние в 1 метр, которое часто рекомендуют в качестве безопасного, в условиях длительного присутствия больного в одном помещении со здоровыми таковым не является. И никакое мытье рук не поможет, если работаешь рядом с инфицированным COVID-19, не используя специальных средств защиты.
Поэтому первое, что нужно сделать работодателю – провести работу с сотрудниками не только по разъяснению правил гигиены и необходимости постоянного мытья рук с мылом, но и по анализу маршрутов, которыми они добираются из дома на работу и обратно. При этом, по возможности, минимизировать их пребывание на предприятии, переводя на удаленную работу. А тем, чье присутствие в офисе необходимо для обеспечения работы фирмы в штатном режиме, рекомендовать использовать для перемещения по Москве или Московской области личный автомобильный транспорт. Тем же, у кого нет такой возможности, предоставить на ближайшие 1-2 месяца (срок, в течение которого наступит определенность с ситуацией по распространению COVID-19) служебный автотранспорт либо арендовать автомобили для перевозки сотрудников (желательно, чтобы это были не такси, т.к. в них сохраняется опасность заражения коронавирусом).
Если же в офисе все-таки будут находиться сотрудники, использующие общественный транспорт, работодателю для гарантии безопасной работы остается одно – предоставить работникам защитные комплекты, обязав носить их в рабочее время. В такой комплект входят: одноразовый респиратор с клапаном выдоха (степень защиты FFP3) – оптовая цена ~200 руб./шт., защитные очки с прозрачными стеклами (оптовая цена ~150 руб./шт.) и две пары одноразовых медицинских перчаток (~6-10 руб./шт., одна пара носится в первой половине дня, вторая – после обеденного перерыва). Здесь, правда, есть одно «но»: необходимо преодоление российского менталитета, свойственной нам стеснительности и наплевательского отношения к своему здоровью. Обратите внимание на количество людей в респираторах или медицинских масках (последние защищают от коронавируса только на очень короткое время) на московских улицах – их в десятки раз меньше, чем, например, в любом крупном городе Азии.
При этом цена вопроса – затраты на 1 работника в месяц на уровне 5,5-6 тыс. рублей (для его защиты при 5-дневной рабочей неделе ежемесячно достаточно 22 респираторов, 4-5 очков и 44 пар одноразовых медперчаток). Если сотрудник вышел на работу, являясь носителем COVID-19, защитный «костюм» не позволит заражать других, а здоровые работники в «костюмах» гарантированно будут защищены от коронавируса (при условии соблюдения ими гигиены и мытья рук с мылом – например, перед обедом, кроме того, категорически нельзя трогать руками лицо). Такой подход радикально решит для работодателя проблему: чихайте на коронавирус без боязни – и будьте здоровы!
Обсудить на форуме для предпринимателей