Центр стратегических разработок при участии Минэкономразвития провел исследование работы 88 банков России по выдаче льготных кредитов малому и среднему бизнесу. Мониторинг проводился по методике привлечения «тайных покупателей».
Исследование оценивало степень информированности работников банка по трем параметрам:
- информация об участии банка в программе;
- информация о наличии лимитов по программе (всем опрашиваемым банкам на 2022 год установлен лимит предоставления кредитов, а также лимит субсидии);
- корректность предоставленной информации о параметрах программы.
Максимальная оценка, которую мог получить банк – 1, минимальная – 0.
Интересно, что максимальные оценки получили 27 региональных банков. В их число, вошли, например, АО «Дальневосточный банк», АК БАРС, АО «КБ Хлынов» и другие. Системно значимые банки (Сбер, «Открытие», ВТБ, «Промсвязьбанк»), получившие максимальные оценки, совокупно выдали 87% кредитов по льготным программам. В ходе исследования была обнаружена закономерность: чем выше оценка деятельности банка со стороны «тайных покупателей», тем большее количество кредитных договоров он заключает.
Средняя оценка, которую получили банки, - 0,53. Исследователи отмечают, что во многих банках «тайные покупатели» сталкивались с непониманием. «Долго разбирались, перепутали программы, позже выяснили, что у банка якобы нет лимитов. Предложили взамен коммерческое кредитование». «Предложили экспресс-кредит от 100 тысяч до 1 млрд рублей под 29% годовых». «Работают по программе, но консультировать по телефону отказались, пригласили для консультации в банк и рекомендовали принести все документы на организацию». «Все лимиты исчерпаны и дают кредиты только своим клиентам, которые уже взяли у них кредиты в начале года. С новыми заявками не работают», — такие комментарии по итогам разговоров с сотрудниками банков оставили операторы, проводившие тайный опрос.
Исследование ЦСР в целом подтверждает жалобы предпринимателей, которые были озвучены на встрече бизнес-сообщества с представителями Центробанка.
«Результаты социологических опросов малых предпринимателей показывают, что далеко не все из них знают о финансовых мерах поддержки, или знают в самых общих чертах. И задача менеджеров банков помочь бизнесменам сориентироваться в льготных программах кредитования. Ведь именно от банка в конечном счете зависит, под какой процент предприниматель получит заемные средства, и устроят его те или иные условия кредитования», — комментирует ситуацию член Президиума правления «Опоры России» Павел Самиев.