В сравнении с ноябрем 2021 года, в текущем году доля пустующих торговых и офисных помещений увеличилась на 13%. Если же сравнивать с показателями допандемийного 2019 года, то снижение количества арендаторов и вовсе может показаться катастрофическим – по разным оценкам, оно может достигать 30%, хотя большинство экспертов оценивают ситуацию чуть лучше, говоря о 20-22% вакантных площадей.
На ситуацию на рынке влияют уход с российского рынка иностранных торговых сетей, которые привлекали в торговые центры посетителей, а также снижение реальных доходов и покупательной способности населения.
Наименее подвержен кризисным проявлениям рынок стрит-ритейла. На данный момент, около 40% сделок по аренде недвижимости происходит именно в этом сегменте. Особенно активное развитие наблюдается в сфере бюджетного общепита. Также заметно развитие недорогих алкомаркетов, небольших кофеен и магазинов табачных изделий.
Собственники и управляющие торговых и офисных центров, с одной стороны, заинтересованы в привлечении новых и сохранении старых арендаторов, поэтому готовы предоставлять индивидуальные скидки. С другой стороны, они не заинтересованы в обнародовании предлагаемых условий, поэтому уровень предлагаемых ставок всегда выше, чем они есть на самом деле. Вряд ли стоимость будет ниже, чем льготная аренда государственного имущества, но в любом случае арендная ставка может стать предметов переговоров между арендатором и арендодателем. Именно поэтому аналитики высказывают мнение, что сейчас у бизнеса есть отличная возможность выторговать максимально выгодные условия у арендодателей. Это могут быть как реальные скидки от текущей стоимости аренды, так и другие варианты – например, компенсация собственником помещения ремонта.