Самозанятые и компании из реестра МСП, работающие в сфере услуг в России, за год (в период с апреля 2021 по март 2022) выполнили 2,6 миллиарда заказов, говорится в совместном исследовании сервиса «Авито. Услуги» и Data Insight. В сегменте малого бизнеса в этой отрасли работает более 8,5 миллионов человек – это каждый одиннадцатый житель страны в возрасте от 18 до 64 лет.
70% заказов были оформлены в онлайн-формате. Рынок онлайн-заказа вырос за исследуемый период на 13%.
С марта по май 2022 года значительно изменилась структура рекламных расходов и доля рынка различных онлайн-площадок, которые предприниматели используют для привлечения клиентов. Так, в марте лидерами по доле привлеченных заказов были Авито (29%), Instagram* (19%) и ВКонтакте (13%). В мае же Instagram* исчез из топ-3, Авито и ВК увеличили доли на 2 процентных пункта каждый, а на третье место вышли собственные сайты предпринимателей, на них поиск контрагентов для заказа услуг осуществляли 13% пользователей.
В апреле-мае 2022 года исполнители услуг вложили в привлечение клиентов через сайты объявлений 37% своих рекламных расходов. На втором месте — социальные сети, на которые микробизнес потратил в среднем 24% бюджетов на рекламу. При этом лишь каждый третий предприниматель вкладывал деньги в платное продвижение услуг.
По количеству заказов лидирует категория красоты и здоровья — в 2021 году их доля в этом сегменте составила 27% от общего числа (690 миллионов заказов). Также в лидерах оказались перевозки и курьеры (467 миллионов заказов — доля 14%) и услуги в сфере обучения (229 миллионов заказов — 10%). Интересно, что в тройку лидеров не вошли сферы деятельности, которые лидируют по количеству работающих в них исполнителей – строительство и благоустройство (18% от всего количества предпринимателей сферы услуг), ремонт жилья (12%), а также деловые услуги (10%).
*принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией