Вместе с тем, постоянным источником головной боли были и остаются штрафы, которые площадка накладывает на продавцов. Так, например, в прошлом году селлеры всем известного Wildberries заплатили порядка 15 млрд рублей штрафов, что на 76% превышает аналогичный показатель 2022 года.
Конечно, у любого маркетплейса есть собственные правила, которые необходимо соблюдать — это вполне логично и разумно. Но, как гласит известное крылатое выражение, закон — что дышло: куда повернешь — туда и вышло. Вопрос применения тех или иных правил актуален даже на высших уровнях правовой системы, что уж говорить про маркетплейсы.
В основном магазины штрафуют за размещение запрещенных товаров, накрутку рейтинга и нарушение оферты, хотя и есть другие — менее распространенные — причины вроде самовыкупа или угроз клиенту. Подробно мы писали об этом в отдельной публикации.
Однако санкции маркетплейса обоснованы далеко не всегда, и это подтверждает сложившаяся судебная практика. Но до судебного разбирательства нужно еще дойти. В новой статье поговорим о том, как селлеру обжаловать несправедливый штраф.
Оспорить или смириться?
Для начала стоит сказать, что не существует конкретного разделения на штрафы, которые можно или нельзя оспорить. Любая ситуация индивидуальна, даже если два селлера получили одинаковый штраф.Чаще всего у маркетплейсов есть подробные правила начисления взысканий: у вышеупомянутого Wildberries они находятся в общем доступе, у Ozon доступны только селлерам. Но в любом случае стоит помнить, что такие правила не являются истиной в последней инстанции.
Суды учитывают все факторы: обоснованность методики расчета штрафа, его соразмерность нарушению, фактическое наличие оснований для взыскания и так далее. То есть в теории можно оспорить даже нарушение, штраф за которое предусмотрен правилами площадки, если, конечно, оно не противоречит действующему законодательству. Сложившаяся практика говорит, что у селлеров довольно много шансов обжаловать штраф или, по крайней мере, снизить его размер.
Порядок обжалования
В принципе, сам порядок действий не слишком отличается от общепринятого. Например, обращение в суд возможно только после попытки досудебного разрешения спора. Но работа с маркетплейсами имеет свою специфику, поэтому стоит немного в нее углубиться.Во-первых, нужно подготовить доказательства необоснованности штрафа: документы из личного кабинета, фотографии товара, скриншоты карточки, отзывы на продукцию или переписка с клиентом. Все это нужно сохранить в отдельной папке и желательно продублировать на отдельный носитель или распечатать.
Во-вторых, следует обратиться в службу поддержки и попробовать урегулировать ситуацию мирным путем. Если селлера заранее предупредили о нарушении правил и он исправил недочеты, а также если штраф был начислен ошибочно, служба поддержки поможет с решением проблемы. Здесь как раз пригодятся все материалы, собранные на первом этапе.
Конечно, у разных маркетплейсов собственные правила взыскания. Например, Wildberries сразу удерживает средства из выручки от реализации товаров. У Ozon предусмотрен семидневный срок, в течение которого продавец может доказать службе поддержки факт необоснованного начисления штрафа. Однако даже в первом случае остается шанс вернуть списанные деньги.
В случае неудачи можно смело составлять досудебную претензию в свободной форме. Примерные шаблоны легко найти в интернете. В ней нужно описать проблему и обосновать свои претензии, подкрепив их ссылками на законы и сложившуюся судебную практику. Хорошим подспорьем в этом деле станет помощь юриста, но при желании все можно сделать самостоятельно. Судебные решения доступны в картотеке арбитражных дел, а нормативно-правовые акты — на сайтах Минфина, ФНС и других профильных ведомств.
Претензия отправляется почтой (обязательно сделать опись вложения!) или через личный кабинет селлера на маркетплейсе. По общем правилу, такие обращения рассматриваются в течение месяца, но, опять же, разные маркетплейсы устанавливают собственные сроки, не превышающие нормы, установленные законом. Так, WB направляет ответ в течение 10 дней, а «Яндекс Маркету» зачастую хватает 1-2 дней.
Маркетплейс может предложить решение, которое не устраивает продавца, или вовсе проигнорировать претензию — такое явление тоже встречается. Учитывая, что закон не предусматривает единый и обязательный для всех срок ответа, можно выждать 10-14 дней и обращаться в суд.
Шаблоны исковых заявлений легко находятся все в том же интернете. Обращение подается либо лично, либо через сервис на портале «Госуслуги». Само разбирательство будет длиться не менее трех месяцев. И на этом этапе совершенно точно не помешает помощь профессионального юриста, который и будет представлять интересы селлера.
Судебная практика
В тяжбах между селлером и маркетплейсом, связанных с начислениями штрафов, суды, как правило, встают на сторону первых. В этом разделе рассмотрим несколько примеров, когда продавцам удавалось оспорить успешно обжаловать необоснованные взыскания денежных средств.Дело №1. Штраф за неправильно указанные габариты упаковки. В июне 2022 года подмосковный ИП, реализующий товары на Wildberries, получил от платформы финансовый отчет, в котором сообщалось об удержании 920,5 тыс. рублей.
Основной объем удержания составляли два штрафа — на 412 тыс. и 462 тыс. рублей — начисленные за неверно указанные габариты груза. При этом уже в июле Wildberries отменил первый штраф, но оставил в силе второй. Предприниматель не согласился с таким решением и обратился в суд.
В ходе рассмотрения дела Арбитражный суд Подмосковья установил, что такая причина взысканий не установлена в оферте компании, а селлер не заключал с площадкой дополнительных соглашений по этому поводу. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает такого штрафа. Таким образом, взыскание является необоснованным.
Представитель ответчика привел довод о том, что истец не подтвердил передачу документов, подтверждающих отправку товара. Однако суд указал, что таким подтверждением является сформированный маркетплейсом финансовый отчет, а также нотариальный протокол осмотра личного кабинета предпринимателя на сайте маркетплейса.
В итоге индивидуальному предпринимателю удалось добиться отмены штрафа, а также взыскать 25 тыс. рублей, которые были потрачены им на оплату госпошлины и услуг юриста.
Дело №2. Штраф за самовыкуп. Данное разбирательство интересно в первую очередь тем, что такой штраф действительно предусмотрен офертой Wildberries и предусматривает удержание 30% от суммы реализованных таким образом товаров. Однако истцу удалось его обжаловать.
В январе 2023 года маркетплейс взыскал с другого ИП два штрафа в общей сложности на 445 тыс. рублей. На запрос о причинах удержания средств поступил ответ, что проверка выявила: большой процент выкупа (80%) на трех ПВЗ в течение одного месяца, использование специализированных сервисов для самовыкупа, а также личных кабинетов с общими банковскими картами, которые использовались для выкупа товаров. Исходя из этого площадка сделала вывод о манипуляции рейтингами и оштрафовала селлера.
В суде представитель площадки ссылался на то, что взыскание за самовыкуп предусмотрено офертой, однако конкретных доказательств нарушения условий селлером он предоставить не смог. Некий скриншот, приложенный к материалам дела, суд не учел, так как по его содержанию невозможно установить, к какому селлеру он относится.
В связи с этим суд обязал маркетплейс вернуть предпринимателю удержанные 445 тыс. рублей, а также компенсировать услуги юриста в размере 15 тыс. рублей.
Дело №3. Перенос чужого долга. Да, в судебной практике встречается и такое. В 2022 году селлер обнаружил, что Wildberries списал с него свыше 637 тыс. рублей без каких бы то ни было оснований. Предприниматель обратился в суд с иском о незаконном обогащении.
В ходе разбирательств выяснилось, что торговая площадка попросту перенесла на селлера долг другого ИП. При этом ответчик не смог доказать факт нарушения оферты истцом и обосновать перенос чужого долга.
Само собой, суд постановил взыскать с маркетплейса незаконно удержанные средства, проценты за пользование чужими деньгами и компенсацию расходов на услуги юриста.
Дело №4. Штраф за отсутствие маркировки товара. Товары, которые относятся к определенным категориям ТН ВЭД, подлежат реализации только при наличии на упаковке контрольно-идентификационного знака (КиЗ). Именно отсутствие такой маркировки на ковриках для сушки посуды послужило основанием для начисления селлеру штрафа в размере 4500 тыс. рублей.
Однако данная категория товаров не подлежит обязательной маркировке, поэтому индивидуальный предприниматель решил оспорить штраф в суде и дополнительно взыскать с маркетплейса проценты за пользование чужими деньгами.
В процессе выяснилось, что штрафы автоматически начисляются через программу, однако к их начислению привела невнимательность истца, который указал неправильную категорию ТН ВЭД. Суд учел, что в обязанности площадки не входит проверка правильности данной информации.
В связи с этим иск был удовлетворен частично: маркетплейс обязали вернуть удержанные средства, но требования по взысканию процентов были отклонены.
Дело №5. Штраф за размещение запрещенных товаров. Еще одно крайне любопытное дело, связанное с необоснованным начислением. Индивидуальный предприниматель продавал на Wildberries электронные сигареты, однако 23 января 2023 года площадка запретила к поставке данный товар.
При этом информацию о запрете реализации товаров, связанных с употреблением никотина, маркетплейс разместил только 9 февраля того же года и обязал продавцов вернуть данные товары со складов до 10 февраля, то есть в течение суток.
Селлер попытался удалить карточки товаров, но оказалось, что это возможно только по истечении 28 дней с момента последней покупки. Иных вариантов удаления маркетплейсом не предусмотрено. Тогда предприниматель обнулил остатки запрещенных товаров. Между тем, после опубликования новых условий сотрудничества маркетплейс заблокировал карточки предпринимателя с запрещенной продукцией. Из-за блокировки селлер не смог оформить возврат своих товаров.
Однако маркетплейс начислил продавцу штрафы за размещение карточек и поставку запрещенных товаров на общую сумму в 3,1 млн рублей. Тогда предприниматель обратился в суд, где пояснил, что на момент отнесения товаров к запрещенным они уже не продавались, так как их карточки были заблокированы, а сама продукция находилась в распоряжении ответчика. При этом маркетплейс ежедневно начислял дополнительные взыскания в размере стоимости хранения товаров истца, после чего принял решение о принудительном возврате товаров и доначислил стоимость обратной логистики.
Суд принял во внимание, что продавец сделал предпринял все возможные в его ситуации меры для того, чтобы товар ушел из продажи и не находился на складах маркетплейса. При этом также ответчик признал, что истцом были предприняты все необходимые меры. Таким образом, суд постановил, что основания для начисления и удержания штрафов и других взысканий отсутствуют. С маркетплейса также были взысканы проценты за пользование чужими средствами и компенсация судебных расходов.