8 (495) 363-44-29

Бизнес-план — это рассчитанная на определённый срок программа действий компании по достижению целевых показателей. Это основной документ, без которого невозможно привлечь инвестиции в бизнес.

Вы можете ознакомиться с образцами бизнес-планов в нашей библиотеке.

Основная информация, которую должен содержать бизнес-план для привлечения инвестиций:

– Описание проекта

– Анализ рынка (конкуренты)

– Конкурентные преимущества проекта

– Маркетинговая стратегия

– План производства/продаж, связанные с этим затраты

– Кадровое обеспечение

– Сбытовая политика

– Планируемые финансовые показатели проекта

– Перспективы дальнейшего развития бизнеса

– Расчёт объёма необходимых инвестиций

– Приложения (данные маркетинговых исследований, отчёты и проч.)

В зарубежной и отечественной практике инвесторы, как правило, просят предоставлять бизнес-планы по стандарту UNIDO (Специализированное учреждение ООН, занимающееся вопросами промышленного развития). Ознакомиться со стандартом вы можете здесь.

Составление бизнес-плана по UNIDO является наиболее распространённым:

1. Резюме

2. Описание отрасли и компании

3. Описание услуг (товаров)

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

6. Организационный план

7. Финансовый план

8. Оценка эффективности проекта

9. Гарантии и риски компании

10. Приложения

Резюме содержит краткую общую информацию о бизнес-плане: описание инвестиционного проекта, объем необходимых инвестиций, сроки кредитования, показатели экономической эффективности проекта, гарантии возврата, объем собственных средств и прочее. По резюме инвесторы составляют первое впечатление обо всем проекте.

В описании отрасли и компании содержится информация о предприятии или компании, направление её деятельности и выпускаемая продукция или оказываемые услуги, существующие партнерские связи. Здесь же содержится описание отрасли и перспективы её развития, финансовые показатели деятельности за последние 2-5 лет, обеспеченность кадрами, структура управления.

В описании услуг (товаров) даются характеристики, свойства товаров или услуг. Предпочтительная наглядность продукции – фотографии, схемы и т.п. Если видов товаров или услуг несколько, то описание осуществляется по каждому.

Продажи и маркетинг – описывается рынок, потребители (стандартные социально-демографические характеристики – пол, возраст, социальное положение, и прочее.), месторасположение (если это принципиально), привлечение потребителей — какими способами, маркетинговыми инструментами планируется привлечь покупателей, потребительские свойства товаров - цена, срок службы изделия, внешний вид и проч.

В плане производства описывается технология и организация производства продукта (услуги). Рассчитываются издержки на производство, объемы производства и сбыта, расчет себестоимости продукции.

В организационном плане описывается организация руководящего состава и основных специалистов, организационная структура предприятия и сроки реализации проекта, способы мотивации руководящего состава.

Финансовый план – это основные финансовые расчеты, калькуляция себестоимости и бюджет расходов на проект. Здесь же описываются и источники финансовых средств, приводится таблица расходов и доходов и описывается движение наличности.

Оценка эффективности проекта – описание значимости проекта, его экономическая эффективность и направленность. Анализ чувствительности предприятия к внешним факторам.

Гарантии и риски компании – окупаемость проекта и возврат заемных средств. Возможные риски и форс-мажорные обстоятельства.

В приложениях размещаются данные, которые могли бы перегрузить основной раздел подробностями. Как правило, все вычисления, многие таблицы и графики остаются в приложениях.

 

Распространённые ошибки при составлении бизнес-плана:

Неправильное оформление

Необходимо заранее озаботиться уточнением требований к формату. Несоответствие требованиям может послужить основанием для отказа в предоставлении инвестиций.

Неточные, непроверенные и приблизительные данные

Опытные инвесторы всегда проверяют предоставленные расчеты, данные исследований и проч. Если предпринимателя уличат в приукрашивании, привлечь инвестиции не получится. Кроме этого, усложнится дальнейший поиск инвестора, информация о недобросовестных предпринимателях быстро распространится.

Излишне подробная информация

Бизнес-план должен быть содержательным, но лаконичным, «без воды». Необходимо выделить привлекательные свойства товаров или услуг и сосредоточиться на них.

Отсутствие глубокого анализа конкурентов

Неконкурентных рынков не бывает, а поверхностная информация о конкурентах создаст впечатление, что составители бизнес-плана пытаются ввести инвесторов в заблуждение.

Необоснованные обещания резкого роста прибыли

Безосновательные утверждения, что предлагаемый проект в короткие сроки начнет приносить сверхприбыли, вызовут скепсис у инвестора.