В отличие от многих музыкальных звезд 90-х годов, Сергей Жуков, создатель сверхпопулярной группы «Руки Вверх», до сих пор не потерял актуальность. Летом этого года он собрал более 70000 зрителей на свой концерт в московских «Лужниках», на телевидении он появляется отнюдь не в программах на тему «вспомнить, как это было». Например, на телеканале «Пятница» достаточно успешно идет уже второй сезон сериала «Евгенич», где он играет главную роль. Кроме того, Жуков активен и в бизнесе. Под его контролем находятся различные рестораны и другие заведения, среди которых заметно выделяется сеть баров «Руки Вверх».
Мы встретились с генеральным директором «Феодальной сети баров» Александром Пичугиным и поговорили о развитии барного бизнеса, работающего под брендом известной группы Сергея Жукова. Кстати, здесь нет ошибки – сеть именно «феодальная», хотя и появилось это название из-за нелепой опечатки.
- Сеть баров «Руки Вверх» достаточно большая – от Москвы до Владивостока. Но меня, в силу региональной специфики работы Центра развития предпринимательства, интересуют ваши планы в Подмосковье.
- Мы планируем развиваться в Подмосковье. Вообще, идея развития в области пришла, когда мы поняли, что люди едут к нам в московские бары из-за МКАД. Т.е. они должны преодолеть неблизкий путь, минут сорок, час, иногда на электричке, смотря кто как едет. Проанализировав рынок, мы выделили для себя несколько перспективных районов, где есть смысл открываться, чтобы люди не мотались каждый раз по часу, а посещали свои любимые заведения рядом с домом. Яркий пример – Мытищи, относительно крупный город, около 200 тысяч населения. Там нашелся партнер, который захотел открыть по франшизе «Руки Вверх бар». Бар очень хорошо себя показал, быстро окупился, гости его любят. Туда приезжают люди из Пушкино, Ивантеевки, Королева. Когда мы этот опыт получили, было принято решение дальше развивать присутствие в Московской области. Затем было открытие в Одинцово. Еще мы открылись в Зеленограде. Это, конечно, по административной принадлежности – Москва, но находится довольно далеко от МКАД. Дальше у нас запланировано продвижение на восток – Балашиха, Реутов. Также обязательно хотим открываться в Химках. В общем, планы по дальнейшему расширению есть. Подмосковье для нас - интересный регион.
- Нет ли внутренней конкуренции между подмосковными барами и теми, что в Москве? Для жителей Подмосковья посещение бара, например, на Тверской может стать приятным дополнением к поездке в столицу в выходные. Соответственно, у себя в городе они к вам не придут.
- На сегодняшний день такой конкуренции мы не замечаем. Были ситуации, когда люди приезжали из районов в Москву, приходили к нам, здесь нет мест, их отправляли в местные бары рядом с домом, они с радостью узнавали, что возле них есть то, что им нужно. На Тверской, на Таганке у нас всегда переполнено – бронь бывает за неделю, даже за две.
- Что вам важно при выборе помещения под бар? Что вам можно предлагать для развития сети, в частности, в Подмосковье?
- Нам не столько важна локация, сколько технические характеристики. Площадь должна быть от 450 квадратов минимум, идеально — 500-700. Высота потолков — минимум 3,5 метра, а желательно — 5. Вентиляция, коммуникации, наличие ремонта, не цокольный этаж, лучше — первый-второй. Электрическая мощность 150-200 кВт. Ну и мы не любим высокие арендные ставки. Мы не проект-однодневка, мы будем работать долго.
- Вы в самом начале разговора упомянули про франшизы. У вас 40 точек сейчас в сети. Сколько из них ваших, а сколько работают по франшизам?
- 20% - наши, остальные работают по франчайзингу. Но здесь нужно понимать, что большинство франчайзинговых точек находятся в нашем управлении. Зачастую франчайзи покупает франшизу, но не хочет заниматься операционной деятельностью, хочет выступать как инвестор. В таком случае мы запускаем бар и занимаемся его управлением за процент от прибыли. Эта схема называется «управленческая франшиза», она подходит для тех, кто хочет инвестировать деньги, не очень глубоко погружаясь в рутинные процессы, найм персонала, постоянный контроль и так далее. Мы берем на себя управление персоналом, ведем бухгалтерию, сопровождаем юридическую деятельность, закрываем административные риски.
- В Московской области летом состоялся конкурс субсидий по франчайзингу…
- Честно говоря, мы не изучали этот вопрос. Все наши партнеры открываются на собственные средства. Конечно, если будет какой-то партнер, который захочет воспользоваться этой программой, думаю, никаких проблем не будет. Но нужно понимать, что для открытия нашего бара нужно порядка 25-35 миллионов рублей. За последние полгода затратная часть значительно выросла – подорожали строительные материалы, сильно подскочили цены на оборудование. Мы стараемся открывать заведения в местах максимальной степени готовности, не забираем помещения только построенные, в бетоне. Часто наши бары открываются в местах, где уже были рестораны, клубы. Из всей суммы затрат на открытие 5-10 миллионов – это паушальный взнос. Остальные деньги – непосредственно затраты на открытие. Сюда включается и ремонт, обучение персонала, закупка продукции, свет, звук… Это, кстати, одна из больших статей расходов. Светового оборудования в России не так много, все приходится привозить, ну а сейчас это дорого и не всегда удобно.
У нас нормальный бизнес-подход. Мы предпочитаем открывать бары, которые быстро окупаются, приносят доход партнерам и которые можно развивать дальше. Как правило, каждый второй наш франчайзи через какое-то время открывает вторую-третью точки, создает собственную мини-сеть. Барный бизнес достаточно стабильный, твердый, у него есть понятные показатели, здесь меньше риска в части продукта. В ресторанах всегда есть зависимость от поставщиков продуктов, в барах основная часть выручки – это напитки, они не портятся, у них простой технологический процесс приготовления. С кухней же все сложнее.
Для справки. В Московской области в 2022 году начала действовать новая программа субсидирования малого бизнеса – возмещение части затрат на приобретение франшиз. Компенсировать можно до 70% (но не более 1 миллиона рублей) на покупку франшиз, предлагаемых подмосковными компаниями, и до 50% (но не более 500 тысяч рублей) – на федеральные франшизы. В случае с «Руки Вверх баром» получается, что субсидия покроет очень незначительную часть затрат.
- Сильно ли повлияли на вашу работу последние известные события в части ассортимента? Что меняете, что остается, есть ли проблемы с поставками, надолго ли хватит запасов?
- Безусловно, у нас есть запасы, мы работаем не первый год. Как правило, мы стараемся закупаться минимум на два-три месяца вперед. Сейчас нам повезло: перед всеми этими событиями мы «затарились» значительно больше, чем обычно. Конечно, пересогласование условий контрактов с поставщиками происходит. Мы сразу же начали проводить замену ассортиментной матрицы и сейчас процентов на 90 это уже сделали. Огромный минус в этом – потеря спонсорских контрактов. Многие поставщики выплачивали хорошее вознаграждение за то, что мы ставим их в меню. Сейчас с этим стало сложнее. Как-то процесс адаптации к новым условиям происходит в любом случае.
- Уходят с российского рынка американские и европейские производители, куда происходит разворот?
- Поставщиков очень много, поэтому мы не ограничиваемся двумя-тремя компаниями. Практически у всех есть полный ассортимент, который привозится разными путями, из стран СНГ, например. У каждого мы стараемся выбрать самые высокомаржинальные и самые, как это называется, «проливаемые» позиции, которые будут пользоваться спросом у потребителя.
- Какая реакция гостей на замену ассортимента? Грубо говоря, человек всю жизнь привык пить виски определенной марки, а вы предлагаете ему что-то другое. Не бывает какого-то недовольства?
- Ну а других вариантов-то нет. Рынок перестраивается, потребитель адаптируется вслед за ним. Такая же проблема, как у нас, у пивных баров – практически все поставщики ушли. А те, кто остался, резко подняли цены. Такая ситуация, ее надо принять. И нам, и потребителю. Со временем найдутся альтернативные поставщики, найдутся заменители. Проблемы в этом нет. Ну и никто не отменял привоз уже знакомого из соседних стран – например, в Казахстане все это есть.
- Ассортиментная линейка в ваших барах в разных регионах сильно отличается?
- На 90% ассортимент одинаковый. В зависимости от удаленности от Москвы — главного транспортного узла — он может меняться. Меню отличается, например, во Владивостоке, в Севастополе.
- Есть ли шанс у какой-то небольшой подмосковной компании стать вашим поставщиком, пусть даже для ограниченного количества баров?
- Я думаю, да. Как минимум, если речь идет о продуктах питания. Мы всегда находимся в поиске локальных поставщиков. Возить продукты питания в другие регионы не очень выгодно. Это касается мяса, рыбы, теста, полуфабрикатов, десертов. Есть много позиций, которые можно нам предложить. Кухня в нашем обороте занимает 20-30% от выручки. Возможно, объем не такой уж и большой, но если поставки будут не в один бар, то показатели могут быть вполне хорошими. Основное требование к поставщикам — стабильное качество. Нам необходимо, чтобы одинаковый продукт с одинаковым качеством поставлялся во все точки в любое время года. И очень важны своевременность поставок и отсутствие резких скачков цен. Мы открыты к общению с поставщиками, к нам можно обратиться с запросом, получить требования и информацию об интересующих нас продуктах.
- В чем особенность баров «Руки Вверх»?
- Знаете, мы занимаем такую нишу, в которой — то ли, к сожалению, то ли, к счастью, — у нас нет конкурентов на федеральном уровне. Есть большое количество баров, рассчитанных на молодежь, а целенаправленно на аудиторию, условно скажем, 35+ именно такие заведения, бары, не рассчитаны. Многие гонятся за модной молодежной аудиторией, а мы придерживаемся традиционных ценностей. Та модель потребления, которая есть у наших гостей, она принципиально отличается даже от других наших баров под другими брендами. Эта аудитория максимально консервативная, которая не любит роскошь и пафос. Цель прихода в бар — отдых от рабочих будней, танцы, то, что называется «выпустить пар». И мы с удовольствием им это предоставляем.
- А как эта аудитория реагирует на «Доширак» за 500 рублей в вашем меню?
- Нормально. Это, кстати, идея Сергея Жукова. Он однажды пришел и сказал: «Пусть у нас в меню будет «Дошик» - так и будет называться». Мы, кстати, фактически ничего на нем не зарабатываем. Там себестоимость что-то около 80%. Это очень дорогой продукт в производстве. Там же помимо самого по себе «Доширака» есть дополнения — другой бульон, мясо, креветки. Он стоит 500 рублей не потому, что мы хотим очень много заработать, а он на самом деле недешевый получается.
Вообще, еда и напитки — не основной наш продукт. У нас важна атмосфера — то самое чувство настоящей дискотеки. Это не клуб, не бар с концертами, это — дискотека. У нас нет модной музыки, Моргенштерн под строгим запретом, наши гости хотят слышать проверенные временем свои любимые хиты - «Иванушек», «Руки Вверх», Таню Буланову… Песни молодости, юности, под которые они отплясывали на школьных или студенческих дискотеках.
- Аудитория баров взрослеет вместе с Жуковым? Что будет, когда они достигнут пенсионного возраста?
- На самом деле, за последние лет пять аудитория сильно обновилась. Стали приходить люди моложе 30. Это связано, мне кажется, с развитием творческой карьеры Сергея. Он не останавливается на достигнутом. Как в 90-е, как в 2000-е, так и сейчас он продолжает писать хиты. Каждый год выходит суперхит — либо сольный, либо в дуэте. Он записал треки с Artik&Asti, Gayazov Brothers, Клавой Кокой. Сергей не стоит на месте, он лютый трудоголик, он постоянно живет своей работой, развивается. Фанаты любят его за то, что он настоящий, добивается результата своим трудом. Мы стараемся ему соответствовать, развивать концепцию баров. Первый «Руки Вверх бар» в Петербурге (он был открыт в 2012 году) похож, условно говоря, на бабушкину «нафталиновую» квартиру — там все в коврах, в артефактах из прошлого. Там есть магазин старых товаров. Та концепция десятилетней давности уже несколько раз трансформировалась, адаптировалась под современные реалии. Сейчас у нас в барах много неона, много ЖК-дисплеев, много современных элементов интерьера. Мы стараемся делать уже не «нафталиновый», а old school бар — здесь можно ощутить ностальгию, но это не будет пахнуть бабушкиной квартирой.
- Как Сергей Жуков участвует в жизни баров? Про «Доширак» уже поговорили… Что еще он делает здесь?
- Сергей приезжает на открытие баров в разные города. Люди его любят, ждут. И ему всегда очень сложно уходить после выступления, каждый раз это отдельное приключение — скрытно, в капюшоне, в окружении нескольких человек нужно незаметно исчезнуть. Чаще всего, это очень трудная задача.
Когда открывался бар в Петербурге, мы очень сильно не успевали. Вообще, мы открываемся быстро — после передачи ключей от помещения до приема первых гостей проходит два месяца. В Петербурге Сергей, когда понял, что сроки горят, сел в машину и поехал сам в «Леруа Мерлен» покупать какие-то светильники, обои. Ну и, естественно, задержался — люди, автографы, фотографии. Это многое о нем говорит — он действительно «болеет» за дело.
Автор: Михаил Камалеев
Фотографии: ВК-страницы «Руки Вверх бара»