Image by jcomp from freepikФинансовая поддержка малого предпринимательства предоставляется не только на федеральном и региональном уровнях. Муниципалитеты также оказывают посильную помощь. 

Городские округа самостоятельно определяют, какие расходы бизнеса и в каком объеме они могут субсидировать. Вся эта информация заранее закладывается в муниципальные программы «Предпринимательство», а затем при необходимости корректируется. 

Выше мы не зря охарактеризовали данную поддержку словом «посильная». Финансирование осуществляется из бюджета муниципалитета, без внешних вливаний, а потому разнится во всех округах. Вполне логично, что развитый Одинцовский горокруг в состоянии предложить своим предпринимателям гораздо больше, чем закрытый Восход, например.

Поэтому в новом материале мы решили выяснить, как обстоят дела с субсидиями для малого бизнеса именно на муниципальном уровне: где можно рассчитывать на действительно значимую поддержку и какие объемы финансирования готовы предложить различные округа.

Первый взгляд

На сегодняшний день субсидии предпринимателям во всех муниципалитетах фактически дублируют региональные меры поддержки. В частности, местными программами предусматриваются лишь два варианта поддержки: возмещение затрат на модернизацию и компенсация расходов социальным предприятиям. Ежегодно муниципалитеты могут выбрать либо одну из мер поддержки, либо организовать конкурсы сразу на обе, если позволяет бюджет.

Как правило, распределение средств происходят в период с сентября по ноябрь. Правда, как показал наш собственный опыт, «поймать» объявление довольно сложно, если не знать, где конкретно искать. 

В данном случае ситуация с перечнями имущества для бизнеса повторяется практически один в один. У каждого муниципалитета есть сайт с отдельным разделом для бизнеса, чаще всего в нем есть подраздел «Финансовая поддержка МСП» или «Конкурсы». 

Логично, что все извещения о предстоящих конкурс должны размещаться именно там. Увы, практика показала, что в лучшем случае там будет храниться положение о порядке предоставления субсидии. А вот объявления и протоколы публикуются в разделе «Документы». Осложняется ситуация тем, что банальный поиск по всей базе документов есть далеко не на всех муниципальных ресурсах.

Конечно, имеются и приятные исключения из общего правила, но их не слишком-то много: Балашиха, Волоколамский, Воскресенск, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Истра, Коломна, Ленинский, Люберцы, Можайский, Орехово-Зуевский, Подольск, Талдомский, Фрязино, Химки, Щелковский. Итого: только в 17 муниципалитетах из 57 можно без проблем найти нужную информацию. 

Еще один важный момент: наличие в округе локальной программы «Предпринимательство» не гарантирует того, что в текущем году будут распределяться муниципальные субсидии. Да, иногда на мероприятия по поддержке бизнеса средства не закладываются, видимо, в связи с отсутствием свободного финансирования. 

Image by freepikНапример, в 2024 году отборы вообще не проводилось в 16 округах: в Восходе, Егорьевск, Зарайске, Звездном городке, Королеве, Краснознаменск, Лобне, Лотошино, Лосино-Петровском, Лыткарино, Молодежном, Павлово-Посадском, Сергиево-Посадском, Солнечногорске, Черноголовке и Чехове. 

Как видно, часть представленных муниципалитетов весьма небольшие (тот же Звездный Городок), поэтому вполне логично, что местный бюджет не может похвастаться сверхдоходами. С другой стороны, не последнее значение имеет близость к Москве, а потому возникают определенные сомнения в том, что в Лобне или Чехове дефицит бюджетных средств не позволяет выделить деньги на субсидии. Тем более странно это выглядит на фоне отдаленных округов, например Талдома, которые сумели изыскать средства на распределение субсидий.

В противовес стоит отметить муниципалитеты, которые могут похвастаться по-настоящему внушительными объемами финансовой поддержки малых предпринимателей. Правда, таких всего два: Одинцовский и Балашиха. 

Так, в Одинцовском горокруге совокупный бюджет субсидии на компенсацию затрат на покупку оборудования составил 30 млн рублей — и это абсолютный рекорд. При этом победитель мог получить до 10 млн рублей. Для сравнения, максимальный размер выплаты по аналогичной субсидии регионального уровня в текущем году составлял 5 млн рублей, то есть в два раза меньше.

Поддержка соцпредпринимателей также не подвела: в общей сложности на конкурс было выделено 10 млн рублей, а претенденты могли получить до 2,5 млн рублей. Опять же, позволим себе небольшое сравнение: на региональном уровне максимальная выплата составляет 2 млн рублей, а если претендент занимается созданием и развитием ясельных групп в детских центрах, то возмещение может достигать 3 млн рублей. 

Неудивительно, что при таких объемах финансирования и обширных размерах округа бюджеты обеих субсидий были полностью вычерпаны. 

В Балашихе в рамках субсидии на оборудование распределялось 11,15 млн рублей, а максимальный размер выплаты составлял 3 млн рублей. Правда, по итогам конкурса бизнесу было предоставлено только чуть больше 10,6 млн рублей.

На возмещение расходов социальных предпринимателей местная администрация заложила 3,85 млн рублей, что тоже немало в сравнении с другими округами. При максимальной выплате в 500 тыс. средства были распределены в полном объеме.

Теперь, когда мы разобрались с рекордсменами и аутсайдерами, обратим внимание на остальные округа. Для удобства мы сгруппировали их по бюджетам конкурсов:
  • I группа — от 0 до 2 млн рублей;
  • II группа — от 2,1 млн до 6,9 млн рублей;
  • III группа — свыше 6,9 млн рублей.
Соответственно, все группы будем рассматривать в контексте каждой субсидии.

Субсидии на приобретение оборудования

В текущем году конкурс проводился в 36 муниципалитетах. Его параметры дублируют аналогичное мероприятие регионального уровня: бизнес может возместить до 50% затрат, связанных с покупкой оборудования или внесением первоначального взноса по договору лизинга. 

Соответственно, и требования к претендентам предъявляются аналогичные (с поправкой на регистрацию бизнеса): предприниматель должен быть зарегистрирован в реестре МСП, вести деятельность в сфере производства товаров и услуг в установленном округе, не иметь задолженностей в бюджеты всех уровней и не должен находиться в состоянии банкротства, ликвидации или приостановки деятельности.

Первая группа (бюджет субсидии до 2 млн рублей) получилась самой многочисленной. В нее вошли 22 округа: Бронницы, Власиха, Волоколамский, Воскресенск, Дзержинский, Домодедово, Егорьевск, Истра, Красногорск, Луховицкий, Можайский, Мытищи, Наро-Фоминский, Рузский, Серебряные Пруды, Ступино, Фрязино, Химки, Шатура, Шаховская, Щелково и Электросталь. 

В пределах данной группы максимальный объем средств — по 2 млн рублей — распределялся в Воскресенске, Красногорске, Мытищах, Ступино и Химках. Но наибольший интерес для предпринимателя представляет все же предельный лимит выплаты. В большинстве муниципалитетов он составил один миллион рублей.

Image by usertrmk from freepikИ здесь мы видим довольно парадоксальную картину: основную долю в группе занимают довольно серьезные муниципальные образования — и по размерам, и по близости к Москве — но при этом они предлагают бизнесу… жалкие крохи. Например, кажется просто невероятным, что в Красногорске, который является сосредоточением власти в области, на субсидию смогли выделить всего 2 млн рублей.

Самая печальная ситуация, граничащая с абсурдом, сложилась в Наро-Фоминском горокруге. В сентябре-октябре муниципалитет проводил мероприятие, в рамках которого распределялось… 50 тыс. рублей. Более того, таков совокупный бюджет обоих конкурсов — и на покупку оборудования, и для соцпредпринимателей. Однако, судя по отсутствию хоть каких-то дальнейших упоминаний конкурса и связанных с ним документов, можно предположить, что интересантов попросту не нашлось.

Также стоит упомянуть Лотошино. Власти объявили конкурс с бюджетом в 1,1 млн рублей, но… впоследствии отменили без объяснения причин.

На фоне вышесказанного напрашивается очень неприятный вывод: муниципальные власти попросту не заинтересованы в сколько-нибудь серьезной поддержке малого бизнеса и в некоторой степени пренебрегают своими обязанностями, даже не пытаясь изыскать дополнительные возможности для финансирования предпринимателей.

Во вторую группу округов (бюджет от 2,1 млн до 6,9 млн рублей) вошли 10 муниципалитетов: Долгопрудный, Кашира, Клин, Коломна, Люберцы, Орехово-Зуевский, Пушкинский, Раменский, Реутов и Талдомский. Первым делом в глаза бросается тот факт, что половину группы составляют отдаленные образования. Получается, что административные единицы с чуть ли не убыточными бюджетами выделяют больше денег на субсидии бизнесу, чем развитые округа.

Вот, например, самый большой лимит на одного победителя в рамках субсидии на приобретение оборудования внутри данной группы установлен в Талдомском городском округе. При бюджете в 3 млн рублей бизнес может претендовать на… 3 млн рублей. Правда, на практике к данной сумме никто из претендентов в текущем году не приблизился: максимальная выплата лишь немного превысила 1 млн рублей. 

Среди прочих округов данной группы лимиты составляют 1-1,5 млн рублей, что соответствует фактическим выплатам: в редких случаях сумма перечисления отклоняется от максимальной на 100-130 тыс. рублей.

Если рассматривать ситуацию в контексте бюджетов конкурсов, то больше всего средств на данную субсидию заложили Долгопрудный и Реутов — 6,2 млн и 6 млн рублей соответственно. Однако в первом муниципалитете лимит на одного получателя составлял 1,5 млн рублей, а во втором — 2,5 млн рублей. 

Конкурсная комиссия Долгопрудного отобрала шесть победителей, из которых трое получили максимальную выплату, а самая маленькая субсидия в этом округе составила чуть меньше 41,5 тыс. рублей.

Отдельного упоминания заслуживает Пушкинский. Бюджет субсидии в муниципалитете в текущем году составлял 5,5 млн рублей, но интересно другое — это единственный горокруг в Подмосковье, где лимит зависит от вида покупки оборудования. Так, если предприниматель приобретает его в собственность, то ему компенсируются расходы до 800 тыс. рублей, а если в лизинг — то только до 300 тыс. рублей. 

Интересная ситуация сложилась в Люберцах, где в рамках конкурса распределялось 3,5 млн рублей. Казалось бы, выплата на одного победителя неплохая — 1,3 млн рублей, да и округ немаленький — местный бизнес должен был буквально налететь на столько лакомый кусочек. Однако конкурс продлялся трижды, но в итоге субсидию все равно не удалось исчерпать полностью: между четырьмя победителями было распределено 2,9 млн рублей. 

Третья группа (бюджет свыше 6,9 млн рублей) включает всего два муниципалитета. В Подольске бюджет конкурса составлял 7 млн рублей, а лимит выплаты на победителя — 1 млн рублей. Конкурсная комиссия отобрала семь победителей, из них шесть получили предельную выплату, а еще один — чуть больше 853 тыс. рублей.

Еще больше средств распределялось в Ленинском горокруге — 7,5 млн рублей. Лимиты для претендентов муниципалитет установил на уровне 2,5 млн рублей. Но из шести победителей лишь один получил выплату в данном размере, а еще один ощутимо к ней приблизился — 2,25 млн рублей. Наименьший объем субсидии составил 410 тыс. рублей.

Субсидии на компенсацию затрат соцпредпринимателей

Конкурс на возмещение затрат социального бизнеса в 2024 году провели только 20 городских округов. Как и в предыдущем случае, он дублирует параметры регионального мероприятия: предпринимателям компенсируется до 85% затрат на аренду и коммунальные платежи, приобретение сырья, мебели, расходников и основных средств, а также на иные цели. Требования к соискателям аналогичные, но с поправкой на обязательное ведение деятельности в округе, организующем конкурс.

Пользуясь предложенной выше классификацией, мы выделили только две группы муниципалитетов с бюджетами до 2 млн рублей и от 2 млн до 4 млн рублей, так как более внушительных сумм ни один из округов выделить не смог.

Image by freepikИтак, первая группа вполне ожидаемо получилась самой многочисленной. В нее вошли 12 горокругов: Богородский, Власиха, Долгопрудный, Дубна, Жуковский, Истра, Клин, Мытищи, Наро-Фоминский, Пушкинский, Серпухов, Фрязино, Щелково.

Самый высокий лимит выплаты на участника установили власти Долгопрудного — 900 тыс. рублей, что равно общему бюджету конкурса в текущем году. В итоге все средства достались одному победителю.

Второе место по размеру выплаты на одного победителя делят Богородский и Мытищи — 700 тыс. рублей. В первом округе распределялось 1,24 млн рублей. Конкурсная комиссия отобрала двух победителей, которые получили 700 тыс. и 519,5 тыс. рублей соответственно.

В Мытищах бюджет конкурса составлял 2 млн рублей, но по итогам мероприятия было распределено только 1,6 млн рублей. Победителями были признаны пять участников, но к предельному размеру выплаты не приблизился ни один. Так, максимальная выплата составила 481,6 тыс. рублей, еще двое участников получили по 433,5 тыс. рублей, а наименьшая выплата была на уровне 86,7 тыс. рублей. 

В целом, в подавляющем большинстве муниципалитетов этой группы предельный размер субсидии составлял 400-500 тыс. рублей и был равен бюджету конкурса. Как правило, всю сумму «забирал» один победитель. 

Хотя, справедливости ради, необходимо упомянуть Фрязино: на проведение конкурса власти выделили 500 тыс. рублей, но бизнес мог претендовать максимум на 200 тыс. рублей. Увы, на момент написания материала итоги конкурса еще не подведены, поэтому о результатах распределения пока сказать ничего нельзя.

Также будет нелишним рассказать об «аутсайдерах» с минимальными бюджетами конкурса. Первое место нашего антирейтинга занимает Наро-Фоминский округ с результатом с бюджетом в 50 тыс. рублей на два конкурса, но мы уже писали о нем в предыдущем разделе.

Власиха распределяла чуть больше — 100 тыс. рублей, при этом все средства мог получить один победитель. Однако на сайте округа нет никаких протоколов или итоговых постановлений после объявления о конкурсе, из-за чего попросту невозможно сказать, получил ли эти деньги хоть кто-то нибудь.

Истра тоже несколько «поскромничала» — бюджет конкурса составил 200 тыс. рублей. Вся сумма досталась единственному победителю конкурса.

Во вторую группу (бюджет свыше 2 млн рублей) вошли оставшиеся семь округов: Балашиха, Дмитровский, Красногорск, Ленинский, Одинцовский, Раменский и Химки. 

Итак, если не учитывать Одинцовский, о котором мы писали в самом начале, максимальный бюджет конкурса на субсидии соцпредпринимателям заложили власти Химок — 4 млн рублей. При этом предельная выплата составила один миллион рублей. По итогам мероприятия все средства были распределены между четырьмя победителями в равном размере.

Такие же пределы по выплате установили власти Ленинского, хотя бюджет конкурс был поменьше — 2,5 млн рублей. В этом муниципалитете победителями стали три предпринимателя: двое получили по миллиону, третьему компенсировали чуть больше 300 тыс. рублей.

На возмещение затрат в размере до 800 тыс. рублей могли претендовать предприниматели Раменского, в котором бюджет конкурса составил 2,7 млн рублей. Однако на данный момент итоги отбора еще не подведены

Администрация Дмитровского горокруга также предусмотрела 2,7 млн рублей на предоставление субсидий социальному бизнесу, но лимиты выплат на одного участника значительно снизила — до 300 тыс. рублей. В итоге финансовую поддержку в максимальном объеме получили девять предприятий.

Интересная практика наблюдалась в Красногорске. Дело в том, что неизрасходованные средства по субсидии на приобретение оборудования — а это порядка 1,6 млн рублей — власти «перекинули» на поддержку социального бизнеса. За счет этого удалось выдать субсидии девяти предпринимателям в данной сфере на общую сумму в 3,7 млн рублей.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что финансовая поддержка бизнеса со стороны муниципальных властей в Подмосковье выглядит скорее формальностью, нежели сколько-нибудь ощутимым подспорьем. И немногие исключения в большей степени лишь подтверждают общую картину.

Первое, что бросается в глаза: все муниципальные субсидии суть копирка с областных мер поддержки — вплоть до доли возмещаемых расходов. Неужели в поддержке нуждаются исключительно социальные и промышленные предприятия?

Image by katemangostar from freepikНужно понимать, что в рамках муниципальных субсидий средства направляются непосредственно из бюджетов округов, без софинансирования свыше. Таким образом, местные власти имеют некую «свободу творчества» и вольны самостоятельно решать, какому бизнесу стоит предложить помощи в текущей экономической ситуации.

Тем не менее предпочтение отдается уже «протоптанным тропинкам», но такая практика начисто упускает из виду начинающих предпринимателей — наиболее уязвимую прослойку, остро нуждающуюся в финансировании именно на старте. Поддержка осуществляется, что называется, по накатанной: зачем создавать что-то новое, если можно взять готовое старое? 

Еще один важный аспект — информирование предпринимателей. Совершенно не понятно, как бизнес должен узнать о субсидии, если в большинстве округов соответствующие объявления запрятаны так хитро, что нужно перелопатить всю базу документов, чтобы их найти. 

А результаты такого подхода видны невооруженным глазом (в отличие от объявлений о конкурсах): в Люберцах конкурс на оборудование продлевался трижды, а распределить бюджет в полном объеме все равно не удалось.

В том же Реутове бюджет конкурса был выше среднего по области, равно как и предельный размер выплаты, а что в итоге? Более миллиона рублей оказалось не востребовано.

Очень показательна ситуация в Красногорске, когда в рамках субсидии на оборудование распределялось 2 млн рублей, а фактически было выплачено чуть более 600 тыс. рублей двум победителям. Благо, администрация перенаправила средства на субсидию соцпредпринимателям.

Здесь уместно будет вспомнить региональную субсидию на приобретение оборудования. В текущем году изначально распределялось 650 млн рублей, но ее востребованность столь высока, что власти Подмосковья в конце года выделили дополнительно 100 млн рублей. В итоге средства были распределены между 278 получателями. 

Другая «болевая» точка муниципальных субсидий — пресловутые объемы финансирования. Да, конечно, есть Балашиха, есть Одинцовский, которые распределяют действительно впечатляющие для округов суммы. Но в общем и целом бюджеты муниципальных субсидий не коррелируют ни с размерами округов, ни с их доходной частью.  

Например, в рамках областного конкурса на возмещение затрат на покупку оборудования соискатель может претендовать на выплату в 5 млн рублей. Для сравнения, эта сумма равна общему бюджету конкурса в Орехово-Зуевском горокруге. Или сотне бюджетов конкурса в Наро-Фоминске.

Отдельного внимания заслуживает следующая ситуация: в одном из округов весь бюджет субсидии на оборудование достался одному предприятию. Дело, можно сказать, обычное, если бы не одно «но»: эта компания стабильно побеждает в конкурсе на протяжении уже нескольких лет. Волей-неволей закрадываются вполне определенные подозрения. Но даже если все это лишь совпадение, то о какой поддержке бизнеса можно говорить в условиях, когда финансирование из года в год достается одним и тем же?

И конечно, остается лишь посочувствовать предпринимателям тех округов, где поддержка в текущем году вообще не оказывалась. А ведь это — шутка ли! — почти четверть от общего количества муниципалитетов Подмосковья. И ладно бы речь шла о небольших закрытых образованиях, где предпринимательство, возможно, и не слишком развито, но в наш список попали и сравнительно крупные муниципалитеты вроде Чехова или Сергиево-Посадского.

Поэтому, принимая в расчет все вышесказанное, можно суммировать: в Подмосковье на уровне горокругов финансовая поддержка бизнеса находится в плачевном состоянии и всерьез на нее рассчитывать не приходится (за редким исключением). 

И для того, чтобы это исправить, местным властям предстоит провести неслабую работу: проработать новые субсидии с учетом особенностей родного муниципалитета, нарастить объемы финансирования и организовать надлежащее информационное обеспечение всего этого процесса. 

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет