Концепт 8_Поддержка МСП.pngСыпящиеся как из рога изобилия новости о повышении налогового бремени навевают мысль о том, что господдержка малого бизнеса не просто выбыла из государственных приоритетов, но и вообще, похоже, сходит на нет.

Начало, напомним, было положено резким сокращением государственных программ льготного кредитования. Условия ранее популярной программы «1764», ориентированной на довольно большой круг субъектов МСП, с начала 2025 года (а фактически с середины 2024) были ужесточены: если ранее на льготный кредит могли рассчитывать предприниматели из совершенно разных сфер деятельности, то теперь действие программы ограничивается всего 5-ю приоритетными отраслями (подробнее мы писали об этом здесь).

Как оказалось, это были «цветочки», «ягодки» пошли осенью.

Анонсированное увеличение НДС с 20 до 22 %, и главное – сокращение порога освобождения от НДС для упрощенцев с 60 до 10 млн. – ставят фактически крест на УСН, как режиме налогообложения, специально разработанном для поддержки развития МСП. Налог на имущество и так платится с объектов недвижимости, имеющих кадастровую стоимость, т.е. фактически со всей недвижимости. Осталось разве что налог на прибыль (доходы) поднять до общей ставки и главу, посвященную УСН, из Налогового кодекса можно удалять за ненадобностью.

Отмена льгот по страховым взносам, превышающим 1,5 МРОТ – тоже крайне неприятная новация, оставляющая предпринимателям только два варианта: либо нести дополнительные, резко увеличивающиеся затраты на ФОТ, либо возвращаться к «конвертам». Льготный режим остается только для все тех же приоритетных отраслей.

Помимо двух вышеописанных налоговых нововведений на предпринимателей валятся и неприятности помельче: авансовая уплата НДС для импортеров, рост различных госпошлин и сборов, продолжающийся вал обязательной маркировки всего и вся и т.д.

На десерт Совет Федерации запустил в инфопространство тему ликвидации статуса самозанятых. Минэкономразвития РФ отреагировало довольно быстро, сообщив, что до 2028 года все останется, как есть. Тем не менее, осадочек, что называется, остался, и вывода можно сделать только два: в 2028 году эксперимент с самозанятыми, скорее всего, будет завершен, либо, при худшем раскладе, тему ликвидации статуса самозанятых поднимут снова, не дожидаясь обещанного 2028 года.

Понятно, что все эти налоговые новации не от хорошей жизни. Денег у государства в текущих политических и экономических реалиях становится все меньше, на всех не хватает и приходится сокращать то, что не выглядит для него приоритетным.

Однако чиновникам стоит хотя бы быть честными и перестать в публичном пространстве бесконечно рассуждать на тему, как важен МСП, как государство его поддерживает, как увеличивается его доля в ВВП и т.п. Да поддерживает, но очень и очень точечно и помаленьку. Да увеличивается, но на десятые доли процента, а с учетом вышеизложенных изменений, и эти десятые доли сойдут на нет.

Просто в текущей экономической ситуации малый бизнес для государства ничем не отличается от крупного и должен платить налоги с ним наравне. А посему тему о важности малого бизнеса, эксплуатируемую чиновниками волнообразно на протяжении последних лет 30, можно на ближайшие 3-5 лет точно забыть.

И, кстати, раз уж финансовой поддержки для малого бизнеса не хватает, может и расходы на инфраструктуру, призванную эту самую поддержку оказывать, тоже подсократить? А то даже те небольшие средства, что выделяются, рискуют раствориться в пищеводе, так и не добравшись до желудка.


Директор ЦРП МО Джафар Джафаров

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет