В частности, через них можно:
- арендовать и оформить стенд для участия в выставках;
- разработать печатную продукцию, сделать сайт, видеоролик, макеты наружной рекламы;
- получить на продукцию сертификат или декларацию соответствия;
- зарегистрировать товарный знак или патент;
- разработать конструкторскую документацию или даже целую программу модернизации производства.
Казалось бы — хорошая мера поддержки. Как минимум первые четыре вида услуг совершенно точно востребованы среди предпринимателей. Судим по себе: в Центр довольно часто поступают звонки и письма с просьбой предоставить информацию о финансовой поддержке участия в выставках, разработке сайтов-визиток, оформления сертификатов и регистрации товарных знаков.
Однако статистика обращений за этим видом поддержки, доступная на РПГУ, выглядит удручающе: обращений — ноль.
В чем же причины?
Не претендуя на истину в последней инстанции, попробуем немного порассуждать.
Первая причина, вероятно не самая значимая — это ограниченный круг тех организаций, где предприниматели могут заказать соответствующие услуги. В частности, по направлению популяризации продукции (создание печатной рекламы, сайтов, наружной рекламы и т.п.) в реестре аккредитованных числятся 59 организаций. Не так чтобы много, если учесть, что далеко не в каждой аккредитованной организации можно получить весь набор услуг.
По направлению инжиниринговых услуг (сертификация, патенты, тех. аудит и т.п.) тоже выбор небогатый. Аккредитовано 45 организаций, и тоже не каждая может предоставить весь набор услуг. При этом они еще и географически разбросаны: в Московской области находятся всего 14, еще 14 в Москве, а остальные – в регионах.
Небольшой выбор аккредитованных организаций, тем не менее, видится проблемой не слишком серьезной (кстати, приглашаем профильных подмосковных предпринимателей активнее аккредитовываться при центрах «Мой бизнес»). Был бы спрос на услуги, а предложение быстро подтянется. И тут мы переходим к более принципиальным моментам.
Один из них, на наш взгляд, заключается в слабой информированности потенциальных заказчиков услуг об этом виде господдержки. Да, есть информация на Инвестиционном портале Подмосковья. Да, информация проскакивает в соответствующих телеграмм-каналах и областных СМИ. Но много ли предпринимателей изучают областные электронные СМИ или отслеживают, скажем, телеграмм-канал «Моего бизнеса»? Возможно, что они где-то что-то и прочитают, но в моменте им это было не актуально, а когда стало актуально, куда они потянутся за информацией? Если запомнили, что надо в «Мой бизнес», то зайдут на Мойбизнес.рф. А теперь попробуйте найти на этом сайте нужную информацию.
Немного полегче найти на Региональном портале госуслуг, если отложилось, что он как-то задействован в процессе. Проще всего с Инвестиционным порталом МО, но о том, что там может быть такая информация вспомнят, наверное, только самые продвинутые.
Получается интересная ситуация. Обычно PR-сопровождение всяких мер по развитию предпринимательства идет значительно впереди их содержательного наполнения, но в данном случае как раз наоборот: пиара явно не хватает. Представляется, что нужно не только периодически дополнять перечень софинансируемых услуг (что реально делается), но и гораздо активней распространять информацию об этом полезном виде поддержки малого бизнеса.
Второй принципиальный момент заключается в ограничениях на круг потенциальных заказчиков услуг. Почти по всем видам услуг на софинансирование может претендовать только малый бизнес, занятый в производстве, сельском хозяйстве или социальном предпринимательстве. Не знаем, какой удельный вес социального предпринимательства в общем количестве субъектов МСП, но производство + сельское хозяйство – чуть более 13 %.
Понятно, что государство сконцентрировалось на поддержке отраслей, заявленных как приоритетные. Но есть ведь и общая цель по развитию всего малого бизнеса, так может, расширить круг потенциальных получателей этого вида помощи? Нам теперь кроме производства, сельского хозяйства и социального предпринимательства разве больше ничего не нужно развивать? Получается, что средства на развитие малого бизнеса выделены, а осваивать их некому. Будет стоять очередь за софинансированием, тогда можно будет и приоритеты начинать расставлять.
Директор ЦРП МО Джафар Джафаров
Обновление (09.10.23): словно прислушавшись к нам, ограничения по обязательной принадлежности к малому бизнесу, занятому в производстве или сельском хозяйстве, сняли на часть услуг: теперь субъект МСП, занятый в любой сфере деятельности, может претендовать на софинансирование затрат по участию в выставках, по популяризации своей продукции/услуг (создание роликов, рекламных буклетов и т.п.) и по старту работы на маркетплейсах.