Малый и средний бизнес является одним из краеугольных камней современной рыночной экономики большинства развитых и развивающихся стран.

Фактически, малый бизнес в развитых странах является не только одной из ключевых экономических сил, без которых невозможно стабильное экономическое развитие. Учитывая количество экономически активного населения, занятого в этой сфере, малый бизнес – становой хребет, на котором базируется, в первую очередь, стабильность политической ситуации в стране. Это, по сути, и есть средний класс, без которого, как известно, невозможно обеспечить политическую и экономическую стабильность в обществе.

Рассматривая роль и место малого бизнеса в российской экономике, нужно отметить, что они несоизмеримо малы по сравнению с экономиками ведущих развитых стран.

 Страна Доля малого бизнеса в ВВП (%)   Доля занятых в малом бизнесе (в %)
 США  56  52
 Германия  43  57
 Китай  60  83
 Япония  55  72
 Израиль  62  69
 Россия  21  27
Источник: доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей за 2021 год


Доля российского малого бизнеса в экономике в 2 с лишним раза отстает не только от ведущих стран, но и значительно меньше, чем в развивающихся странах, где доля малого бизнеса в ВВП колеблется в широком диапазоне от 40 до 70 %.

При этом, несмотря на постоянные заявления российского руководства о необходимости развития малого бизнеса и увеличении его доли в экономике, на протяжении последних 20 лет ситуация, не только не меняется к лучшему, но и наоборот: вклад малого бизнеса в российскую экономике понемногу сокращается.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, исходя из мировой практики, нацелена на решение следующих задач:

  • популяризация предпринимательской деятельности, направленная на увеличение доли экономически активного населения, занятого в малом и среднем бизнесе;

  • увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП России и, как следствие, создание новых рабочих мест и снижение социальной напряженности на рынке труда;

  • стимулирование развития новых высокотехнологичных производств, ориентированных в т.ч. на импортозамещение всех видов товаров, работ и услуг, поставляемых из-за рубежа;

  • развитие индивидуальной трудовой деятельности в форме самозанятости лиц, специализирующихся на оказании мелких бытовых и иных видов услуг населению;

  • рост оборота производимых малым и средним бизнесом продукции/работ/услуг и, как следствие, увеличение доли уплачиваемых субъектами МСП налогов и сборов в доходы федерального, региональных и местных бюджетов.