Региональные гранты и субсидии малому бизнесу в Московской области
Региональные субсидии предпринимательству – основной вид государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. На уровне Московской области принята и действует программа по развитию малого и среднего бизнеса, которой устанавливаются виды субсидий малому предпринимательству с учетом приоритетов развития определенных видов предпринимательства, объемы и порядок предоставления таких субсидий.
Приоритетные направления субсидий малому бизнесу в Московской области, как и предполагаемые объемы финансирования, обычно становятся известны ближе к апрелю-маю текущего года, а сами конкурсы на субсидии проводятся в летне-осенний период, хотя в отдельных случаях могут идти и до конца года. Ниже представлена информация о конкурсах, ознакомившись с которой Вы сможете понять, как получить субсидию малому бизнесу на компенсацию конкретных видов затрат.
Главный региональный орган, ответственный за проведение конкурсов по субсидиям – Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области.
Отдельные виды грантов для малого бизнеса могут предоставляться организациями областной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Виды субсидий и график конкурсов
Дополнительно к базовым требованиям (подробнее см. вкладку «Типовые требования к участникам» подраздела «Федеральные субсидии») при проведении конкурсов на субсидии малому предпринимательству в Московской области, как правило, устанавливаются следующие требования:
- регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и осуществление деятельности на территории Московской области;
- отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет Московской области субсидий, бюджетных инвестиций, а также иной просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Московской областью;
- размер среднемесячной заработной платы работников субъекта МСП должен составлять не менее величины минимальной заработной платы на территории Московской области, устанавливаемой на основании трёхстороннего соглашения между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на дату подачи заявки (для юрлиц и ИП).
- Закон МО «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области» № 95/2010-ОЗ от 16.07.2010
- Подпрограмма III «Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области» государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 2017-2024 годы (утв. Постановлением Правительства МО № 788/39 от 25.10.16);
Необходимо обратить внимание, что фактически каждый год в программу поддержки малого и среднего предпринимательства вносятся изменения, касающиеся видов субсидий и объемов выделяемых на них бюджетных средств. Актуальную информацию о субсидиях бизнесу, действующих в настоящий момент в Подмосковье, Вы можете найти во вкладке «Виды субсидий и график конкурсов».
Обжалование действий или бездействия государственных органов в ходе проведения конкурсов на субсидии малому предпринимательству осуществляется:
- в досудебном порядке - путем направления обращения в Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области в порядке, предусмотренном с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» № 59-ФЗ от 02.05.2006, либо путем обращения с жалобой в Управление ФАС РФ по Московской области;
- в судебном порядке – путем направления соответствующего иска в арбитражный суд Московской области.
Контролирующий орган – Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области (МИИ МО).
Формы контроля за использованием субсидий и грантов малому бизнесу:
-
проверка отчетов о расходах и достижении результатов, представляемых получателями субсидий и грантов в установленном порядке;
-
плановые и внеплановые проверки.
Отчеты о расходах и достижении результатов представляются предпринимателями в АНО «Агентство инвестиционного развития Московской области» в электронной форме с использованием Регионального портала госуслуг МО.
АНО «АИР», проведя предварительный анализ отчетности, передает его результаты в МИИ МО, которое проводит свою проверку на предмет:
-
соблюдения получателями субсидий сроков предоставления отчетности;
-
соответствия форм отчетности установленным образцам;
-
достижения получателями субсидий заявленных результатов;
-
соответствия сведений, указанных в отчетности, информации, дополнительно полученной АНО «АИР» в ходе предварительного анализа;
-
соблюдения получателем субсидии условия о софинансирования своей доли расходов (если такое условие устанавливалось конкурсной документацией);
-
целевого характера произведенных затрат и их документального подтверждения;
-
соблюдения сроков возврата остатка неиспользованного гранта (только в отношении получателей грантов).
Плановые и внеплановые проверки могут проводиться:
-
по месту нахождения МИИ МО (камеральная проверка);
-
по месту нахождения получателя субсидий (выездная проверка).
Плановые проверки проводятся в соответствии с установленным графиком, ежегодно утверждаемым министерством в срок до 1 июля. Утвержденный график в течение 10 дней высылается получателям субсидий по адресам электронной почты.
Внеплановые проверки проводятся в случаях:
-
нарушения условий предоставления субсидий, выявленных в ходе проверки отчетности, представленной в МИИ МО, либо при проведении проверок уполномоченными органами государственного финансового контроля МО;
-
непредоставление или предоставление недостоверных сведений в отчетности.
В случае выявления нарушений получатель субсидии обязан вернуть субсидию (часть субсидии) в бюджет Московской области, в противном случае она будет взыскана в судебном порядке.
Подробнее с действующим порядком проверки соблюдения условий субсидирования можно ознакомиться здесь.