К сожалению, ситуации, когда бизнес «не пошел», не являются чем-то из ряда вон выходящим. Да, такое случается. Но крайне важно закрыть свое дело правильно, а не просто снять вывеску, выключить свет и уйти. Даже если человек изначально зарегистрировал свое дело как ИП, а не как юрлицо, он должен уведомить о закрытии все профильные органы.
В противном случае это приведет к дополнительным расходам. Дело в том, что любой индивидуальный предприниматель обязан платить страховые взносы в фиксированном размере как минимум за себя. И ФНС абсолютно все равно, ведет он бизнес или нет. У налоговой есть данные о регистрации ИП — все прочее не ее забота.
К слову, в текущем году размер страховых взносов составляет 49,5 тыс. рублей — немаленькая сумма для человека, чей бизнес уже не функционирует. Поэтому в сегодняшнем материале расскажем о том, как поэтапно закрыть ИП и сделать это правильно.
Оповещение сотрудников и службы занятости
Важно: данный шаг применим только к ИП с сотрудниками. Если предприниматель работал один, то никого оповещать не нужно. Еще один нюанс: при увольнении сотрудников по собственному желанию или по соглашению сторон уведомлять службу занятости также не требуется.Если же увольнение предстоит в связи с прекращением деятельности, то персонал нужно предупредить об этом в письменном виде и под роспись в соответствии со сроками, указанными в трудовом договоре, либо не менее чем за две недели до предстоящего закрытия. Отметим, ТК РФ не содержит конкретных требований по оповещению сотрудников для ИП (хотя таковые предусмотрены для юрлиц), поэтому обычно берется двухнедельный период, который установлен для подачи уведомления в службу занятости.
Форма уведомления сотрудников может быть свободной. Главное, чтоб в документе были указаны причина увольнения и дата расторжения трудового договора.
Службу занятости, как говорилось выше, нужно предупредить о предстоящем закрытии ИП за две недели до планируемой даты. Данный срок установлен п. 2 ст. 25 закона №1032-1 «О занятости населения» от 19 апреля 1991 г.
Требования к форме документа в данном случае тоже отсутствуют, но в обязательном порядке по каждому сотруднику прописываются должность, профессия, специальность и квалификационные требования, а также условия оплаты труда.
Расчеты с контрагентами
Уведомление для каждого делового партнера составляется, опять же, в свободной форме. Достаточно указать, что ИП закрывается, поэтому необходимо сверить все расчеты. По результатам сверки необходимо подписать соответствующий акт.Нужно обязательно погасить все долги перед контрагентами, ведь закрытие ИП не освобождает от долгов — они переносятся на физическое лицо, которое отвечает по ним собственным имуществом. Так что поставщики могут имеют полное право направить бывшему ИП претензию, а затем обратиться в суд.
Кроме того, не помешает и контрагентам напомнить о необходимости погашения долга перед ИП. Хороший эффект возымеет упоминание, что ФНС может расценить расчеты после закрытия ИП как вознаграждение физлицу. А это влечет дополнительные расходы в виде НДФЛ и страховых взносов.
Увольнение персонала
Важно: данный этап можно пропустить, если ИП работал без сотрудников.В последний рабочий день сотрудникам необходимо выплатить всю начисленную зарплату и компенсации по неиспользованным отпускам. Выходное пособие выплачивается только в том случае, если данное условие имеется в трудовом договоре. Напомним, в отличие от юрлиц, для ИП — это право, а не обязанность.
Так как увольнение оформляется в связи с прекращением деятельности, то работодатель должен издать соответствующий приказ и внести запись в трудовые книжки работников.
Кроме того, персонал должен получить на руки следующие документы:
- бумажную трудовую книжку или форму СТД‑Р;
- расчетный лист;
- выписку из раздела 3 формы РСВ;
- персонифицированные сведения;
- подраздел 1.2 формы ЕФС‑1.
Отметим, при наличии сотрудников у ИП, скорее всего, имеется печать. При закрытии бизнеса она подлежит уничтожению. Логичнее всего это сделать до увольнения бухгалтера, чтобы можно было сформировать комиссию.
Печать уничтожается либо самостоятельно (ломается, сжигается и т.д.), либо через стороннюю компанию. В любом случае необходимо составить акт об уничтожении печати, в котором расписываются сам предприниматель и главный бухгалтер.
Снятие с учета ККТ
Разумеется, данный пункт актуален, если контрольно-кассовая техника применялась. В таком случае первым делом нужно создать отчет о закрытии фискального накопителя. Порядок действий зависит непосредственно от модели техники, поэтому данный нюанс лучше уточнить у оператора фискальных данных.Затем необходимо подать в ФНС заявление о снятии ККТ с учета. Утвержденная форма такого заявления опубликована в приложении №2 к приказу ФНС России № ЕД-7-20/799@ от 8 сентября 2021 года.
Направить документ можно через оператора фискальных данных либо напрямую в ведомство: в ходе непосредственного визита в территориальный орган или в личном кабинете предпринимателя на сайте налоговой.
Подача финальной отчетности
Важно: отчетность не подается, если индивидуальный предприниматель без наемных работников применял режим АУСН, ПСН или НПД.В первую очередь необходимо провести сверку с бюджетом. При наличии ошибок требуется найти причину расхождений и внести коррективы в учет. Посмотреть сальдо по ЕНС можно в личном кабинете на сайте налоговой.
В таблице ниже указаны, какие нужно подать документы, в какой орган и в какие сроки:
Документация | Кто подает | Какое ведомство принимает | Сроки подачи | |
Декларация по УСН | ИП на режиме УСН | ФНС |
С помощью ЭП: до подачи заявления о закрытии ИП В бумажном виде: не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем закрытия ИП. |
|
Декларация по ЕСХН | ИП на режиме ЕСХН | |||
Декларация по форме 3-НДФЛ | ИП на режиме ОСНО |
С помощью ЭП: до подачи заявления о закрытии ИП.. В бумажном виде: в течение пяти рабочих дней после внесения в ЕГРИП записи о закрытии |
||
Декларация по НДС | ИП на режиме ОСНО | Только с помощью ЭП: до подачи заявления о закрытии ИП. | ||
ИП на спецрежимах, если клиентам выставлялись счет-фактуры | ||||
Форма 6-НДФЛ | ИП с сотрудниками |
СФР |
До подачи заявления о закрытии ИП. Можно сразу после увольнения персонала. | |
Расчет страховых взносов | ||||
Персонифицированные сведения о физлицах | ||||
Сведения о стаже | ||||
Сведения о взносах на травматизм | ||||
Форма АДВ-1 | ||||
Сведения о трудовой деятельности | В день увольнения персонала либо на следующий рабочий день. |
Если отчетность подать несвоевременно, то штрафы не замедлят себя ждать. Более того, если просрочка по налоговым отчетам превысит 20 дней, то расчетный счет могут попросту заблокировать.
Уплата оставшихся налогов и страховых взносов
Здесь лишний раз стоит напомнить, что неуплаченные налоги и взносы после закрытия бизнеса никуда не денутся, долг перейдет на физлицо, а просрочка добавит к нему пени и штрафы. Небольшая памятка о сроках уплаты — в таблице ниже:Кто платит | Вид платежа | Срок уплаты |
Все ИП | Личные взносы | В течение 15 календарных (не рабочих!) дней после закрытия ИП. |
ИП на УСН | Единый налог | Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности. |
ИП на ЕСХН | ЕСХН | |
ИП на ОСНО | НДФЛ | В течение 15 календарных (не рабочих!) дней после подачи окончательной 3‑НДФЛ. |
ИП на «патенте» | Налог на ПСН | В течение 20 рабочих дней с момента снятия ИП с учета. |
ИП-самозанятый | НПД | Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем снятия с учета. |
ИП с сотрудниками | НДФЛ | До закрытия ИП. |
Страховые взносы в ФНС | В течение 15 календарных (не рабочих!) дней после направления РСВ. | |
Страховые взносы в СФР | В течение 15 календарных (не рабочих!) дней после направления сведений о взносах. |
Подача заявления о закрытии ИП
Заявление в налоговую направляется по утвержденной форме № Р26001. В документе обязательно указывается ОГРНИП, ФИО предпринимателя и номер телефона для связи. В зависимости от того, в каком виде требуется подтверждение прекращения деятельности, можно прописать адрес электронной почты или проставить код «1» в соответствующей графе (для листа ЕГРИП в бумажном виде).Как направить заявление о прекращении деятельности?
Способов достаточно много, но фактически все сводится к наличию ЭП. Если электронная подпись есть, то подать заявление можно через личный кабинет на сайте ФНС или посредством используемой бухгалтерской программы (при наличии в ней такой опции). Госпошлина при этом не взимается.При отсутствии ЭП вариантов действий несколько. Во-первых, можно выпустить КЭП и подать заявление в электронной форме через сайт ФНС. Но в таком случае придется заплатить порядка 1,5-2 тыс. рублей за токен, на который будет записана электронная подпись. Такой способ подходит, когда предприниматель находится в другом городе, а бизнес требуется закрыть в кратчайшие сроки.
К слову, электронную подпись можно выпустить бесплатно в приложении «Госключ», а затем подписать ей документы на закрытие ИП через сервис «Государственная онлайн‑регистрация бизнеса».
Можно обратиться в ФНС напрямую, но предварительно сформировать квитанцию на уплату госпошлины в онлайн-сервисе службы. В 2024 году пошлина составляет 160 рублей.
Другой вариант — обратиться в МФЦ. Если у центра налажен электронный документооборот с ведомством, то ничего платить не придется. Однако если учреждение работает по-старинке и взаимодействие осуществляется в бумажном виде, то пошлины не избежать. Недостатки такого способа:
- не все МФЦ принимают заявления о прекращении деятельности ИП;
- сроки закрытия могут увеличиться до пяти дней, соответственно вырастет и сумма страховых взносов к оплате.
ФНС рассмотрит полученное от предпринимателя заявление в течение пяти рабочих дней с момента его поступления (до 10 рабочих дней, если документ был направлен через МФЦ). При одобрении заявления налоговая выдаст уведомление о снятии с учета физлица и лист записи ЕГРИП о прекращении деятельности.
Может ли ФНС отказать в закрытии ИП?
Если отвечать на данный вопрос кратко, то да — может. Полный перечень причин содержится в ст. 23 закона №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года. Однако в основном эти причины связаны с формальной подачей.Например, если предприниматель предоставил неполный комплект документов, не уплатил госпошлину или прописал ФИО строчными буквами, а не заглавными. Так, наличие долгов не является причиной для отказа, но о последствиях мы уже неоднократно предупреждали выше.
Закрытие расчетного счета
Соответствующее заявление направляется в обслуживающий банк. Форма такого документа у каждой организации может быть своя, универсального образца попросту не существует.В качестве причины расторжения договора РКО нужно указать «прекращение ведения предпринимательской деятельности» и приложить лист записи из ЕГРИП, полученный от ФНС. Счет будет закрыт в течение семи рабочих дней, а предпринимателю направят подтверждающий документ.
После закрытия бизнеса
Ошибкой будет считать, что после завершения всех вышеописанных шагов можно вздохнуть спокойно и больше не думать ни о каких бюрократических процедурах, связанных с бизнесом. Дело в том, что действующее законодательство обязывает бывшего предпринимателя хранить документы в течение определенного периода времени. Так что просто избавиться от всех бумаг не получится, иначе может «прилететь» штраф.Зачем нужно хранить документы?
Во-первых, Гражданским кодексом РФ установлен трехлетний срок исковой давности по расчетам с контрагентами.Во-вторых, кадровые документы могут запросить бывшие сотрудники или СФР для расчета пенсии или подтверждения стажа.
В-третьих (и это самое интересное), даже после закрытия ИП налоговая может провести выездную проверку и затребовать документы за последние три года.
В течение какого срока требуется хранить документы?
Срок хранения зависит от типа документации. Так, первичные документы хранятся в течение пяти лет с 1 января года, следующего за закрытием. Например, если ИП прекратил деятельность в июне 2024 года, то хранить все счета и договоры он обязан до 2029 года включительно.С кадровыми документами все обстоит еще сложнее, так как сроки их хранения варьируются от одного года до 75 лет. Наименьший срок действует для правил внутреннего распорядка. А вот трудовые договора нужно сохранять в течение 75 лет, если расторжение произошло до 2002 года (включительно), и на протяжении 50 лет в остальных случаях.
По истечению срока документы подлежат уничтожению любым способом: можно их сжечь или пропустить через измельчитель бумаги. Однако не будет лишним составить акт с описанием уничтоженных документов и способа утилизации. Он может потребоваться, если ФНС запросит документы, у которых уже истек срок хранения.
Что грозит за отсутствие документов?
Ответственность за нарушения, связанные с хранением документов, регламентируется НК и КоАП РФ и предусматривает начисления штрафов на экс-предпринимателя.Так, отсутствие налоговых документов карается взысканием 10 тыс. рублей. Однако если это повлекло занижение налоговой базы, размер санкции оставит 20% от суммы недоимки (но не менее 40 тыс. рублей).
Если ФНС затребовала документы, а предприниматель не смог их предоставить, то ему придется заплатить по 200 рублей за каждый отсутствующий документ. А вот отсутствие кадровых документов сразу влечет штраф в размере 5 тыс. рублей.