8 (495) 363-44-29
Наши услуги
8 (495) 363-44-29

Прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не освобождает от обязанности предоставлять налоговым органам документы для проверки. Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса, ИП обязан хранить первичную документацию в течение пяти лет, даже если деятельность не ведется, а налоговые органы официально уведомлены о закрытии бизнеса. Имущественная ответственность предпринимателя сохраняется на срок три года после прекращения официальной регистрации. В этот период налоговая служба может инициировать выездную проверку при наличии законных оснований.

К таким основаниям относятся:

  • нарушения, которые были выявлены уже после прекращения деятельности;
  • нелегальная деятельность после закрытия ИП;
  • несоблюдение сроков предоставления отчетности о налоговых отчислениях;
  • чрезвычайные происшествия (например, пожар или затопление в здании налоговой инспекции, которые повлекли утрату или порчу документации).

Кроме того, в налоговые органы могут обратиться представители пенсионного фонда для проведения проверки перечисления денежных средств на счета наемных работников закрытого ИП.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

В случае проведения проверки предпринимателя после прекращения его официальной регистрации, общение с сотрудниками налоговой службы может происходить в ее помещении. Получается, что тогда «выездная» проверка носит такое название лишь номинально. Это связано с тем, что зачастую у ИП отсутствуют нормальные условия для обеспечения работы проверяющих. Действительно, сложно представить обстоятельное изучение документов на небольшой кухне, например, в окружении детей и домашних животных. В такой ситуации предпринимателю придется посещать налоговую инспекцию, а ее сотрудники вправе изъять нужную им документацию в регламентированной форме.

Выездная проверка, согласно законодательству, должна быть закончена за 2 месяца. Точный срок зависит от объема проверяемой документации. Кроме того, время ревизии может увеличиться, если во время проверки будут выявлены какие-либо новые обстоятельства, требующие уточнения. Максимальный срок, установленный ст. 89 Налогового кодекса, в «исключительных случаях» составляет 6 месяцев. Критерии «исключительности» в законодательстве довольно размыты, и это неудивительно – во многом это определение зависит от субъективной оценки. В разъяснениях Конституционного суда говорится, что понятие исключительного случая «наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этих законодательных терминов в правоприменительной практике».

На практике к «исключительным» чаще всего относятся случаи, когда налоговая получила сведения о грубом нарушении законодательства. Также увеличение сроков проверки может провоцировать сам предприниматель, не предоставляя вовремя требуемые от него документы.

Для формирования объективной картины проверяющие вправе обращаться к контрагентам проверяемого ИП для подтверждения тех или иных сведений и детально изучать хранящиеся у них документы. Кроме того, допускается проведение инвентаризации, а также проверка места ведения бизнеса – офиса, складских, торговых помещений и прилегающих территорий. Для уменьшения риска возникновения проблем еще во время осуществления деятельности ИП необходимо аккуратно подходить к выбору партнеров по бизнесу, объективно оценивать их действия, изучать отзывы о поставщиках, требовать своевременного и грамотного оформления необходимых документов.

Предприниматели обязаны предоставлять запрашиваемые у них сведения в срок до 10 дней с момента получения запроса. Если это не будет сделано в нужное время, налоговики имеют право наложить штраф в размере 200 рублей за каждый «просроченный» документ. За уклонение от необходимости предоставить документы, а также за указание заведомо неверных сведений грозит более серьезный штраф – до 10000 рублей. А в случае, если будет установлено, что ИП продолжает вести деятельность после официального прекращения регистрации, ему грозит уголовная ответственность – штраф до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 480 часов или арест на срок до шести месяцев.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ОСПОРИТЬ

По окончании проверки сотрудники налоговой службы обязаны составить акт – вне зависимости от того, найдены ли нарушения. Такой акт составляется в двух экземплярах, один остается в налоговой, а другой в течение пяти дней после его подписания должен быть передан бывшему ИП. Если предприниматель не согласен с результатами выездной проверки, начисленными налогами и штрафами, то он имеет право подать письменные возражения. На это у него есть месяц после получения акта. В течение десяти дней налоговики обязаны рассмотреть аргументы и либо согласиться с ними и отменить начисления дополнительных налогов и наложенные санкции, либо оставить их в силе. В последнем случае бывший ИП имеет право обратиться в суд. Всегда стоит помнить, что защита прав индивидуальных предпринимателей зависит от их готовности доказывать свою правоту.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ ПРИ ЗАКРЫТИИ ИП

Для того, чтобы избежать проблем при проведении выездной проверки после ликвидации ИП, следует правильно организовать свой выход из бизнеса:

  • закрыть дебиторскую и кредиторскую задолженности;
  • снять с учета кассовый аппарат (если он есть в наличии) и закрыть расчетный счет;
  • корректно заполнить необходимые документы и сдать их в налоговую;
  • сформировать отчеты для сдачи в пенсионный фонд и фонд социального страхования;
  • провести расчет с наемными работниками и уволить их, не нарушая законодательство;
  • не уничтожать и аккуратно хранить первичную документацию в течение пяти лет после прекращения деятельности.

Стоит отметить, что выездная проверка закрытого ИП не проводится в обязательном порядке, но быть готовым, что налоговая служба заинтересуется вашим бизнесом через пару лет после его прекращения, необходимо.

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет