Начиная с 1 сентября 2023 года (изначально речь шла о начале года) сотрудники компаний, которые подписывают электронные документы от имени организации или ИП, должны иметь машиночитаемую доверенность на совершение этих действий. Впрочем, в тестовом режиме нововведение можно опробовать уже сейчас – МЧД начали работать с марта текущего года. Их использование в данный момент является добровольным, а после нового года станет обязательным. Введение МЧД мотивируют тем, что развитие малого предпринимательства не стоит на месте и год от года усиливается его технологическая оснащенность.
Что такое машиночитаемая доверенность (МЧД)
МЧД – это аналог привычной доверенности в виде электронного документа, в котором обозначены права сотрудника компании на совершение определенных действий (они могут быть самыми разными – от сдачи налоговой отчетности до оформления документов на техприсоединение к газу и проведение сделок с недвижимостью). Работодатель один раз подписывает МЧД квалифицированной электронной подписью, а дальше сотрудник прикладывает такую доверенность к различным документам в системе электронного документооборота, подтверждая свою личность собственной электронной подписью.
Выдать машиночитаемую доверенность можно, воспользовавшись услугами привычных сервисов ЭДО или удостоверяющих центров, которые занимаются оформлением электронных подписей. Кроме того, налоговая служба, пенсионный фонд и другие государственные учреждения, которые сформировали у себя систему обмена электронными документами, тоже имеют право выпускать МЧД.
Различные государственные ведомства, такие как ФСС, ФНС, ПФР, а также системы ЭДО (например, «Контур Диадок», СБИС и другие), уже научились работать с МЧД и обращение к ним с таким электронным документом не вызывает удивления.
Технически МЧД – это привычный XML-файл, в котором зашифрована вся необходимая информация о доверенном лице. В некоторых (редких) случаях, когда информационная система не предусматривает возможность работы с XML-файлами, возможен перевод машиночитаемой доверенности в формат PDF.
Каждая машиночитаемая доверенность содержит уникальный идентификатор – номер, который присваивается документу в момент его создания. Номера не повторяются и состоят из цифр, букв и различных символов (пример - BORDER_CBR_7702235133_20211102_1). Идентификатор позволяет быстро находить доверенность в перечне других документов, хранящихся в учетной системе предприятия. Достаточно указать номер в поисковой строке.
Отзыв МЧД
Электронная доверенность выдается на ограниченный срок, который устанавливает доверитель. После истечения этого срока МЧД автоматически перестанет приниматься различными информационными системами. Однако может возникнуть ситуация, когда сотрудник уволился или утратил полномочия, и существующая доверенность потеряла актуальность, более того – возникает риск ее неправомерного использования. В таком случае машиночитаемую доверенность можно отозвать, обратившись с заявлением в систему, где она хранится. Форма заявления разрабатывается каждым оператором на свое усмотрение. Если на сотрудника было оформлено несколько МЧД в разных (или даже одном) сервисе, необходимо озаботиться отзывом каждой из них – от этого зависит юридическая защита предпринимателей от вмешательства в его деятельность.
Классификатор полномочий
Минцифры разработало специальный сервис для классификации полномочий, которыми можно наделить сотрудника при выдаче машиночитаемой доверенности. Этот реестр постепенно пополняется, министерство обещает наполнить его полностью к моменту, когда использование МЧД станет обязательным. Каждый вид полномочий зашифрован специальным кодом, который необходимо указать в момент формирования доверенности. Кроме того, с помощью классификатора может производится проверка делового партнера на право совершения различных действий от чужого имени.
Пример использования МЧД
Допустим, ИП не сам сдает налоговую отчетность и не имеет штатного бухгалтера, а передает эту функцию на аутсорсинг. Ему необходимо оформить МЧД на бухгалтера в специальном сервисе ФНС и подписать ее своей квалифицированной электронной подписью.
Когда бухгалтер будет отправлять отчеты в налоговую службу, он сначала отправляет машиночитаемую доверенность от ИП, затем сами отчеты и подписывает их уже своей личной электронной подписью.
При ситуации, когда бухгалтер обслуживает не одного ИП, он использует одну свою личную электронную подпись, а доверенности – от разных ИП.
Содержание МЧД
Требования к форме и содержанию машиночитаемых доверенностей утверждены приказом Минцифры №587 от 18.08.2021 г.
В доверенности содержатся следующие данные:
- наименование документа;
- сведения о доверителе: ИП, российской или иностранной организации;
- информация об уполномоченном представителе компании, на которого оформлена ЭП; требуется указать ФИО, дату рождения, данные паспорта (вид, серия, номер, дата выдачи, наименование и код органа, выдавшего документа), СНИЛС, ИНН;
- дата формирования доверенности;
- срок действия МЧД (при наличии);
- список полномочий лица, который вправе подписывать документы от имени руководителя компании;
- идентификатор полномочий — создается согласно классификатору;
- данные об информационной системе, которая позволяет получать сведения о досрочном прекращении действия МЧД (например, если ее отменит доверитель);
- номер доверенности;
- усиленная ЭП, с помощью которой заверена доверенность;
- данные о возможности передоверия МЧД.
Если доверитель — ИП, в доверенности нужно указать ФИО, СНИЛС, ИНН, ОГРНИП.
Если доверитель — руководитель российской организации, в МЧД содержатся наименование и адрес юрлица, ИНН, ОГРН юрлица, код причины постановки на учет и данные о представителе, который действует от имени юрлица без доверенности.
Если доверитель — иностранная организация, в МЧД указывают наименование и адрес юрлица — где зарегистрирована компания, ИНН (если есть), номер регистрации, информацию о лице, действующем от имени иностранной организации без доверенности.